Судьба самого грозного парусного корабля в истории — LegendaPress

Судьба самого грозного парусного корабля в истории

До поры, пока не появился порох в военном деле, мощь боевых кораблей определяла их грузоподъемность и высота надстроек

С которых удалые представители человечества атаковали такую же посудину, встреченную в пути. С распространением огнестрельного оружия на первых порах ситуация мало поменялась, поскольку пороховая мякоть набирала влагу даже из воздуха, после чего становилась непригодной к использованию. А в свежем виде норовила бабахнуть от первой искры. Так что с введением пушек в морскую тактику пришлось обождать – до появления технологии зернения и изобретения крюйт-камер.

Как только пушки вошли в широкий обиход на кораблях, стало ясно, что требуется какая-та иная система оценки корабельной мощи. Хотя бы для того, чтобы понимать насколько силен противник или ты сам. И такая система вскоре оказалась предложена англичанами во времена Генриха VIII. Именно тогда основополагающим фактором классификации стало количество пушек на борту. Правда, изначально все делилось на большое и малое. Затем систему расширили, добавив королевский ранг и эпитет «великий» к прежнему «большому». То есть королевским кораблем был гигант из гигантов, которому слегка уступал великий. Великий превосходил большой корабль. И все вместе они годились для морского боя. Остальной же флот выполнял вспомогательную роль. Так стали делить флот в 1604 году.

Галеон XVI века. Иллюстратор: Peter Dennis
Галеон XVI века. Иллюстратор: Peter Dennis

В 1677 пушечный рейтинг пересмотрели. И взамен прилагательных при описании ранга корабля стали применять числительные. Так появился 1-й ранг, 2-й ранг и так далее. При этом для серьезного боя предназначались первые три ранга.

Количество пушек в стандарте постепенно менялось. И если в начале для первого ранга годились красавцы с 48-60 пушками, то к концу парусной эпохи в той же категории не было ни одного корабля с менее чем 100 орудиями на борту. И достигалось это не просто увеличением размера. А за счет совершенствования технологии постройки корпуса. Изменяли систему связей, набора, схему расположения силовых элементов и так далее. При этом следует понимать, что строителей всегда ограничивал один фактор – длина древесного ствола.

Галеон XVII века. Иллюстратор: Peter Dennis
Галеон XVII века. Иллюстратор: Peter Dennis

Надо сказать, что самые мощные корабли хоть и являлись самыми совершенными на тот момент в плане технологическом, в эксплуатационном плане доставляли немало хлопот. Огромные нагрузки на корпус ограничивали срок службы, да и дороговизна давала о себе знать. Так что кораблей 1-го ранга никогда не бывало много. Да и в море они выходили нечасто. Слишком медлительными и неповоротливыми они оказались. Так что по большей части такие дорогие игрушки держали в резерве и в море не выпускали. А «рабочими лошадками» служили корабли, уступавшие лидерам процентов на 30 в огневой мощи (обычно это был 3-й ранг), но зато стоившие на порядок меньше, имевшие больший запас прочности и куда менее капризный характер.

При всем вышесказанном, в первом ранге имелись свои лидеры – самые большие, самые дорогие, самые изукрашенные. И существовали такие игрушки, как правило, в единичном экземпляре. Как некая дорогая забава короля или как символ его престижа. Обычно такие корабли отличались дороговизной внешней отделки и прочностью борта. Но не силового набора – со временем у них проседала корма и нос, отчего палуба в середине приобретала заметный горб. Так что сами моряки такие плавучие артиллерийские платформы не любили. Зато правители обожали. Кстати, знаменитые «Солей рояль» (Королевское солнце), «Мэри Роуз», «Коммерс де Марсель» (Марсельский купец), «Квин Шарлотт» (Королева Шарлотта) относились к числу как раз таких дорогостоящих забав.

Четырехпалубный монстр из красного дерева. Художник: Geoff Hunt
Четырехпалубный монстр из красного дерева. Художник: Geoff Hunt

Среди таких гигантов выделялась «Святая троица». Или «Сантисима Тринидат», построенная в 1769 году в Гаване, принадлежавшей тогда Испании. Корабль строил, кстати, ирландец. Так что передовой британский опыт в этом случае дополнился почти неограниченным ресурсом Испанской империи. В результате чего появился корабль, непревзойденный ни по мощи, ни по размерам до конца парусной эпохи.

На постройку корпуса пошло красное дерево. Его использовали и для силового набора, и для настила палубы. Толщина внешней обшивки борта доходила до 60 см. Так что корабль неплохо мог сопротивляться артиллерийскому огню. На мачты и реи пошла мексиканская сосна, чья прочная и смолистая древесина хорошо переносила морскую сырость.

В бою. Художник: Patrick O'Brien
В бою. Художник: Patrick O’Brien

Изначально корабль имел три орудийные палубы, на которых размещалось 120 пушек. Позднее носовую и кормовую надстройки соединили еще одной палубой. В результате чего получился корпус, как у брига. Но только огромный. Что позволило оборудовать четвертый дек. И у Испании появился единственный в своем роде четырехпалубный линейный корабль со 140 пушками! Иногда встречается утверждение, что корабль нес 144 пушки. И тут вопрос в способе подсчета. Пушек было 140. Но они дополнялись еще 4-мя мортирами на верхней палубе. А по правилам тех лет мортиры в расчет не принимались и при определении ранга не учитывались.

Гигант вышел очень прочный (за счет использования красного дерева) и почти неуправляемый. Из-за огромной массы и рекордной парусности борта. А еще корабль оказался валким из-за высокого расположения центра тяжести. Так что морские переходы на нем удовольствия не доставляли. Зато в бою прочные борта и мощнейший бортовой залп окупали усилия команды в походе. Правда, проблему неповоротливости никто не отменял. Да и атаковать такую громаду стремились не в одиночку, а коллегиально. Так что с первых минут боя «Святая троица» становилась мишенью сразу для нескольких вражеских кораблей. Что восторга команде никак не прибавляло.

HMS Terpsichore расстреливает гиганта в бою у мыса Сан-Винсент. Художник: Geoff Hunt
HMS Terpsichore расстреливает гиганта в бою у мыса Сан-Винсент. Художник: Geoff Hunt

Во время войны за независимость Америки этот корабль в составе эскадры пугал англичан в водах Ла-Манша. Довольно успешно. Из каравана в 63 торговых судна удалось перехватить 55. В 1782 году осаждал Гибралтар. В 1797 после ремонта сражался при Сан-Винсенте. Где чуть было не попал в плен – англичане посшибали все мачты и пошли на абордаж. Но их отогнали два линейных корабля, поспешивших на выручку флагману. Потом «Сантисима Тринидат» кое-как доковылял до базы, едва не перехваченный в пути британским фрегатом – оставшейся команды хватило бы разве что на организацию сопротивления даже такому противнику. А о маневре и вовсе речи не шло.

21 октября 1805 года «Сантисима Тринидат» участвовал в знаменитом Трафальгарском бою. На беду гиганта ветер был слишком слабый. И нормально маневрировать на такой махине не получалось. Корабль еще худо-бедно шел по прямой, но разворачиваться почти отказался. В результате чего его последовательно обстреляли семь линейных кораблей англичан. И сшибли мачту. После чего испанец и вовсе перестал повиноваться рулю. И сдался 98-ми пушечному «Нептуну», относившемуся ко 2-му рангу.

"Сантисима Тринидад" в Трафальгарском сражении со сбитым рангоутом в виде приза под британским флагом. Thomas Buttersworth
«Сантисима Тринидад» в Трафальгарском сражении со сбитым рангоутом в виде приза под британским флагом. Thomas Buttersworth

Приз повели на буксире в британский порт. Но по дороге испортилась погода, и неуправляемый корабль стал угрожать буксиру. Вдобавок, имелась опасность появления противника, который без труда бы отбил обратно трофей. Поэтому севернее Кардиса испанца решили все же затопить, чтобы тот не достался прежним владельцам. Так закончилась служба самого большого боевого корабля эпохи паруса.

В 2009 году испанские моряки при испытании нового сонара нашли останки какого-то большого корабля. Предположительно, это и есть «Сантисима Тринидат». Но так ли это на самом деле до сих пор установить не удалось. Потому что находок, позволяющих надежно идентифицировать найденный корабль, пока не сделано.

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Читайте еще Сколько платили солдатам и офицерам в армии Петра Великого

Дома лучше — Почему не избрали царем князя Пожарского, который был Рюриковичем и освободил Москву от поляков

Читайте еще «Мужества не проявил». Почему Сталин отказался от звезды Героя Советского Союза

Любопытно 4 неожиданных факта о Чехове, которые раскрывают его с другой стороны

Читайте дальше Пара слов о Понтии Пилате

К вашему вниманию Как Меган Маркл, сходу сдала королевскую семью, а заодно еще и свою, а Гарри только поддакивал

Только для вас «Их бы на завод к станку» О несправедливости и завышенных гонорарах актёров

Будет интересно Чего не хватает Крыму

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?view_as=subscriber

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru