Рожь - бич божий. Часть 1 — LegendaPress

Рожь — бич божий. Часть 1

Средневековые теологи, помня «имя мне — легион» , подсчитывали имена дьявола с таким же усердием, как и количество ангелов на кончике иглы, имя настоящего дьявола пропустили. А имя этому дьяволу было — РОЖЬ. Именно с ее приходом тьма опустилась над Европой.

Рожь пораженная спорыньей.
Рожь пораженная спорыньей.

 

Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях.

Рожь действительно появилась в Европе только в начале средних веков. Рожь, сначала яровая, а затем озимая, ввиду большей устойчивости к неблагоприятному климату по сравнению с пшеницей, почти вытеснит последнюю с территории Европы, а затем и России. Хлеб станет преимущественно ржаной, и именно им будет питаться население.  А вместе с ней спорынья придет в каждый дом.

Хлеб станет преимущественно ржаной, и именно им будет питаться население.
Хлеб станет преимущественно ржаной, и именно им будет питаться население.

В 994 году летописцы описали новую болезнь: «скрытый огонь», который охватывал сначала один член тела, затем постепенно овладевал всем телом и в одну ночь убивал пораженного им человека. Судя по всему, Бургундию поразила та же болезнь, а близость дат описаний позволяет предположить, что речь идет об одной и той же эпидемии, которая пронеслась по всей Франции с востока на запад. Этот «огонь» вновь вспыхнул в 1043 году в областях между Сеной и Луарой (реки во Франции) и по меньшей мере еще на севере Аквитании, а затем неоднократно возвращался в течение всего Средневековья. Он получил название «огонь святого Антония». По всей видимости, его можно отождествить с заболеванием, которое сейчас называют «эрготизмом» (от латинского названия действующего вещества спорыньи — «ergotinum») и которое вызывается употреблением в пищу некачественной муки, в первую очередь муки из ржи, пораженной спорыньей.

Спорынья — это паразитический гриб, который растет на колосьях злаковых, в основном, ржи. Попадая вместе с мукой в пищу, грибок вызывает отравление, похожее на интоксикацию плесенью. При более сильных отравлениях может развиться болезнь, известная как «Антониев огонь» или эрготизм. «Съеденный хлеб, зараженный спорыньей, повергал здоровых людей во внезапную, ужасную и мучительную брюшную боль. Кожа, казалось, сгорала в огне, и болезнь назвали «святым огнем». Обычно жертвами овладевало безумие, а затем они умирали.

Рожь оказалась идеальным разносчиком спорыньи. Средние века превратились в темные!Массовое безумие, огонь святого Антония, истеричные пляски, охватывающие целые страны,- все это станет обычным и постоянным явлением. Галлюцинации, видение демонов , судороги войдут в каждый дом.

В истории охоты на ведьм незаслуженно много роли отведено инквизиции. Она, конечно, хоть и выступала инициатором, но в абсолютном большинстве-то все происходило именно с подачи и радостного одобрения самого населения, которое,наевшись хлеба, пораженного спорыньей, начинали подозревать своих соседей в том, что они – оборотни или вампиры, после чего доносили в инквизицию, и та под радостное улюканье толпы тащила их на костер.

1577 году во французском городе Тулузе сразу на одном костре сожгли 400 ведьм.
1577 году во французском городе Тулузе сразу на одном костре сожгли 400 ведьм.

“Другие, обезумев, блуждали по улицам с факелами в поисках ведьм. Третьих же плющило еще сильнее – и, наевшись хлеба праведного, они видели ангелов, демонов и чертей. А четвертые просто плясали дни и ночи напролет:”

Все это сопровождалось  плясками святого Витте

«Неизвестного происхождения танцевальная эпидемия охватила Европу вскоре после окончания эпидемии Чёрной смерти. Сотни людей были охвачены исступлённой пляской, причём их ряды постоянно пополнялись. Толпы одержимых пляской Св. Иоанна, или Св. Витта, как её называют документы того времени, срывались с места, переходя из города в город, и, бывало, день напролёт кричали и прыгали до полного изнеможения, затем падали на землю и засыпали прямо на месте, чтобы, проснувшись, вернуться к нормальной жизни».

В 1237 г. в Утрехте обрушился мост, в связи с тем что на нем находились 200 человек, одержимых истерической пляской; все эти люди утонули в Рейне.
В 1237 г. в Утрехте обрушился мост, в связи с тем что на нем находились 200 человек, одержимых истерической пляской; все эти люди утонули в Рейне.

Жестокость, с которой расправлялись с подозреваемыми, ужасала. Ведьм только поначалу сжигали, а потом их уже коптили заживо на тлеющих бревнах, продлевая агонию на пару часов. Оборотней же выворачивали наружу в поисках шерсти, растущей внутрь. Про пытки на допросах, думаю, говорить нет смысла.

Пытка водой. Жертву заливали водой, после чего палач прыгал ей на живот.
Пытка водой. Жертву заливали водой, после чего палач прыгал ей на живот.

Хотя ведьмы и оборотни – далеко не единственные, кто страдал во время всей этой вакханалии. Жгли в те времена вообще все, что двигалось – жгли, вешали, обезглавливали свиней, кур, ослов и даже… жуков.

Изламывание на колесе было одним из видов пыток, а позднее и казней в Средние Века.
Изламывание на колесе было одним из видов пыток, а позднее и казней в Средние Века.

Так, к примеру, в хрониках отмечено, как в 1479 году был предан суду майский жук. Ему, правда, тогда повезло – его просто отлучили от церкви и наслали на него проклятье.  Причем суды над жуками были повсеместны. Судили даже червей и гусениц.

Судебный процесс, затеянный общиной Сен-Жюльен (Франция) против огородных вредителей, начавшись в 1445 году, длился с небольшими промежутками... более сорока лет. Причем в этом споре «подсудимые» - жуки-вредители - в конце концов победили людей.
Судебный процесс, затеянный общиной Сен-Жюльен (Франция) против огородных вредителей, начавшись в 1445 году, длился с небольшими промежутками… более сорока лет. Причем в этом споре «подсудимые» — жуки-вредители — в конце концов победили людей.

Особого внимания заслуживает уголовное преследование мух.

Главный реформатор того времени Мартин Лютер только и занимался тем, что гонялся по церкви за мухами, которые, по его убеждению, специально прилетали, что мешать ему творить богоугодные писания. Он ловил мух и разговаривал с ними, пытаясь объяснить, что их поведение недопустимо. Мухам было все равно, и они продолжали летать. А куда они денутся, если Лютер срал прямо в своем кабинете? Как он их только ни травил: и проклятья насылал, и от церкви отлучал, но мухи были какими-то генно-модифицированными и упорно игнорировали вопли реформатора. И тогда Лютер вызвал для беседы самого… дьявола, чтобы тот больше не насылал на него мух. Но самое интересное в этом то, что дьявол-таки… пришел.

Ведьмам при Лютере стало жить еще страшнее, чем при разгуле святой инквизиции.
Ведьмам при Лютере стало жить еще страшнее, чем при разгуле святой инквизиции.

Неизвестно, о чем они там говорили, но, видимо, дьявол не внял его просьбам, поскольку под конец беседы реформатор был вне себя от ярости и запустил чернильницей в невидимого гостя. Данная история является самым известным фактом в биографии Лютера.

Но если против туч насекомых и ползунов святая инквизиция была бессильна, то крупным животным спастись было негде. Сколько осликов и свинок в те времена было отправлено на очную ставку с дьяволом – одному богу известно. Так, к примеру, ослицу могли обвинить в неблагочестии и вызывающем поведении и сжечь на костре (в лучшем случае) или отрубить все ноги (опять таки в лучшем), а что могли сделать в худшем случае – я вам не скажу. Это вовсе не шутка.

В 1565 г. один мул был осужден к сожжению вместе с его хозяином. Ему сначала отрубили все четыре ноги, а затем бросили его в огонь вместе с владельцем.
В 1565 г. один мул был осужден к сожжению вместе с его хозяином. Ему сначала отрубили все четыре ноги, а затем бросили его в огонь вместе с владельцем.

Как-то (1474 год, Базелия) был сожжен петух за то, что он… снес яйцо. Причем была куча свидетелей, которые и накатали донос на несчастного пернатого. Петуха жестоко пытали, чтобы он сознался в том, что яйцо ему ниспослал сам дьявол. Петух почему-то так и не сознался.

Собаки пострадали меньше всего из-за своей практичности – они отыгрывали роль полотенец, о которые вытирали руки после жирного обеда.

Но самая тяжелая участь пришла даже не к ведьмам… Он пришла к кошкам.

Считалось, что кошки врываются в дома и начинали танцевать.
Считалось, что кошки врывались в дома и начинали танцевать.

Уничтожение кошек самым жесточайшим образом стало главной забавой в Европе – после выбросов отходов из окна на головы прохожим. Каждый вечер обезумевшие прохожие бегали по округам за кошками. Им выкалывали глаза, отрубали конечности, потрошили заживо, и, конечно же, сдавали инквизиторам. Их понять можно: ведь в описаниях событий тех времен часто встречаются истории о том, как, например, кошки(!) вламывались в дома крестьян и начинали… танцевать. В инквизиции же кошек ожидали долгие пыточные процедуры, не менее невероятные, чем в случае с ведьмами. Целью ставилось выбить из кошек показания. Иногда кошки даже признавались, но это уже зависело от дозировки съеденной инквизиторами спорыньи.

Помимо инквизиционных трибуналов и светских судов, над кошками устраивали и массовые внесудебные расправы. В феврале в городе Ипр проходило ежегодное празднество, называемое «кошачьим месяцем», когда с центральной колокольни города выбрасывали живых кошек. На случай, если бестия оставалась жива, внизу дежурила свора собак.

Празднества, аналогичные ипрскому, существовали во многих регионах Западной Европы: Фландрии, Шлезвиг-Гольштейне, Верхней Силезии и др.

Особую известность приобрел день праздника святого Иоанна. 24 июня на многих городских площадях Франции сооружались виселицы для кошек, во многих городах полыхали костры. В Париже на Гревскую площадь ставили высокий столб. Наверху подвешивали мешок или бочку с двумя дюжинами кошек. Вокруг столба раскладывались большие поленья, ветки и охапки сена. Все поджигалось, и на глазах у сотен веселящихся бездельников бедные животные поджаривались, издавая ужасные крики.

Веселье народа под агонизирующие крики кошек не знало границ. И практически все они были уничтожены, за что Европа впоследствии жестоко поплатилась.

В Арденнах (Франция) кошек сжигали на кострах в первое воскресенье поста.
В Арденнах (Франция) кошек сжигали на кострах в первое воскресенье поста.

Борясь с дьяволом вымышленным, Европа прозевала дьявола настоящего, в облике крыс. Европа была уверена, что нашествием крыс их всех покарал бог (или дьявол) за грехи. Это правда, но лишь отчасти. Это действительно была кара, однако не рук божьих, а рук природных, и вовсе не за грехи, а за нарушение зоологического равновесия.

Поскольку Европа пребывала в состоянии вечного голода, то понятное дело, что и кошек никто не кормил, и единственным источником питания для кошки являлись крысы да мыши. Массовое же истребление кошек, помноженное на немыслимую антисанитарию, царившую в Европе, привело к тому, что крысы развелись в совершенно диких, неописуемых количествах. Сперва они пожрали все, что можно было пожрать, одарив крестьян лютым голодом, а затем одарили крестьян блохами, которые в свою очередь одарили крестьян чумой, которая в свою очередь очень позаботилась о потомках крестьян, избавив мир от будущего перенаселения путем умерщвления доброй трети населения.

Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения.
Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения.

Инквизиция, конечно, пыталась бороться с полчищами крыс и мышей, но, к сожалению лишь одним известным ей методом: она вызывала на суд крысиного Короля с целью сжечь его на костре или отлучить от церкви. Вызов повторился еще два раза. Не пришел. Крысы тоже не пришли. Как это ни странно, но обвинили во всем, опять-таки, кошек, которые к тому времени уже повсеместно были истреблены. Дело в том, что кошки узнали о том, что в суд прибудет свита Крысиного Короля, и устроили облавы на пути, чтобы их съесть, потому  те и не явились. Что немаловажно – это не шутка!

Пусть истцы, - говорил адвокат крыс, - возьмут на себя обязательство, под угрозой большого денежного штрафа, что их кошки не потревожат моих клиенток, и требование о явке в суд будет немедленно исполнено.
Пусть истцы, — говорил адвокат крыс, — возьмут на себя обязательство, под угрозой большого денежного штрафа, что их кошки не потревожат моих клиенток, и требование о явке в суд будет немедленно исполнено.

Крысиный Король так и не явился, к ним явился «Пестрый крысолов с дудочкой».

Он заиграл на дудочке, и крысы ушли. Но немного переборщил, и вместе с крысами ушли все дети. Всякие пестрые крысоловы, несомненно, являлись средневековым жителям и ранее, и историки даже не обращали на это внимания, но эта история стала особенной. Она четко была привязана к дате, что говорило о ее полной реальности, и главное – если крысолов и мог привидеться, то массовое исчезновение детей привидеться никак не могло. Этот день стал одной из величайших загадок истории. Тысячи историков ломали головы над данной аномалией, десятки книг были посвящены попыткам объяснения данного феномена.

Крысоловы зачастую подрабатывали уличными музыкантами или скоморохами.
Крысоловы зачастую подрабатывали уличными музыкантами или скоморохами.

«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».

Продолжение следует…

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Индекс цитирования.