Польские татары. Кто они и как оказались в Казани? — LegendaPress

Польские татары. Кто они и как оказались в Казани?

Польские татары осели на территории Великого княжества литовского еще в XIV веке, в период Золотой Орды. Бывшие воины хана Токтамыша славились своим бесстрашием и искусством ведения боевых действий. Так они обрели новую Родину. Польские татары сумели сохранить мусульманское вероисповедание, но утратили со временем татарский язык.

Книга польского историка  о польских татарах. Артур Конопацкий и сам польский татарин.
Книга польского историка о польских татарах. Артур Конопацкий и сам польский татарин.

Родство

На рубеже XIX–XX вв. польских татар насчитывалось около 6–10 тысяч человек. Поволжские мусульмане чувствовали свое родство с польско-литовскими единоверцами. Разносторонние связи были установлены в начале ХХ века. Например, в татарской прессе появлялись публикации о польских татарах.

Особенно актуальны стали такие заметки в годы Первой мировой войны. В 1915 году в оренбургском журнале «Шура» появилась статья «Литовско-польские мусульмане». В нем сообщалась краткая история возникновения татарской общины на территории Польши и Литвы. Автор сообщал, что первая волна мигрантов была из Поволжья, а вторая волна – с Крыма.

Обложка польского журнала «Татарская жизнь». Начала издаваться с 1934 года.

Татарские связи до Варшавы доведут

Поволжские и польские татары в имперской России сталкивались на военной службе, в высших учебных заведениях и т.д. Все это способствовало дальнейшему росту татарских контактов.

В Петербурге в это время работал «Кружок польских студентов-мусульман», в Вильно появилось «Литовско-мусульманское общество помощи бедным мусульманам». Весной 1913 года поволжскими татарами было создано мусульманское благотворительное общество в Варшаве, которое насчитывало 118 членов.

Семья Тальковских. 1907 год. Фото: http://voenspez.ru
Семья Тальковских. 1907 год. Фото: http://voenspez.ru

В редких случаях заключались браки между казанскими и польскими татарами. Такие семейные союзы воспринимались очень лояльно, и не считались нарушением традиций.

Единственным барьером в общении между поволжскими мусульманами и польскими иногда был язык. Польские татары сумели сохранить свою религиозную идентичность, но языком их повседневного общения были польский и русский. Но единая религия и общее происхождение были мощным фактором для консолидации.

Казанский татарин Абдулхамид Апанаев и его супруга - польская татарка Софья Радецкая и их сын Надир. 1923 год. Фото: rusalbom.ru
Казанский татарин Абдулхамид Апанаев и его супруга — польская татарка Софья Радецкая и их сын Надир. 1923 год. Фото: rusalbom.ru

Первая мировая война

Когда началась Первая мировая война, среди беженцев оказались и польские татары. В зоне боевых действий были места их компактного проживания в Гродненской, Виленской губерниях. Например, одна из татарских деревень в Виленской губернии (совр. Литва) называлась Сорок Татар.

Многие мусульмане западных губерний империи предпочли уехать в Крым, другая часть избрала местом убежища Кавказ и Поволжье. Так польские татары нашли временный приют в Казанской губернии, у местного татарского населения.

В Казани был организован специальный Мусульманский комитет помощи беженцам. Председателем был казанский адвокат Саидгарей Алкин. Такие же комитеты работали в Уфе и Оренбурге. Движущей силой казанского комитета стала татарская студенческая молодежь.

По данным середины сентября 1915 года в Казани находились 135 польских мусульман. Жили многие в Ново-Татарской слободе. Работали на стеариново-мыловаренном заводе Крестовниковых, это было одно из самых «татарских» предприятий города. Там всегда было много татарских рабочих. Конечно, знавшие русские язык, польские татары устроились и на государственную службу — почту, полицию и т.д.

Беженцы

Но в целом, беженцами были старики, женщины и дети. Среди них был и будущий польский писатель Мустафа Александрович (родился в 1911 году). Он вернулся домой в Виленскую губернию с родителями, братом и сестрой только в 1918 году.

Все беженцы из польских татар являлись искренне верующими мусульманами, они готовы были отдать своих детей в мусульманские школы. Поэтому осенью 1915 года в казанском медресе «Мухаммадия» (работало под руководством Галимджана Баруди) был открыт специальный класс для обучения польских татар. Однако из-за трудностей с языком обучения, этот класс просуществовал совсем недолго. И уже в 1916 году его распустили. Впоследствии многие дети мусульман были устроены в русско-татарские школы города.

По данным января 1917 года в Мусульманском отделе городского комитета помощи беженцам получали пособия 142 семьи польско-литовских татар. Всего в этих списках значилось 416 человек. Среди тех, кто получал пособие были и довольно почтенные старики (например, Ивану Якубовскому из местечка Свинцианы Виленской губернии было 100 лет), и новорожденные дети.

В Казани большинство польско-мусульманских семей квартировали в татарских домах. Многие польские татары носили мусульманские имена: Измаил, Галий, Якуб, Рамазан, Мустафа, Зугра, Марьям, Ханифа, Суфия, Амина, Танзиля, Гайша, Халима и другие. Вероятно, одинаковые имена, единая вера и обычаи, общее историческое наследие Золотой Орды, еще больше сблизили их с казанскими татарами.

Например, польская татарка Криницкая была среди делегаток Всероссийского съезда мусульманок, проходившего в Казани 24 — 28 апреля 1917 года. Участницы съезда делегировали ее даже на Всероссийский мусульманский съезд в Москву.

Искандер

После октября 1917 года первыми Казанскими мусульманскими пехотными командными курсами заведовал генерал-майор из польско-литовских татар Искандер Тальковский. Он был уроженцем деревни Сорок Татар. Помогал генералу Тальковскмоу в этом военно-организационном деле в Казани родной сын. Тоже Искандер. Тоже офицер.

Искандер Тальковский-младший. 1917 г. Фото: http://voenspez.ru
Искандер Тальковский-младший. 1917 г.

Некоторые семьи после 1918 года так и остались в Казанской губернии.

К сожалению, за годы войны некоторые нашли в Казани последний приют. На мусульманском кладбище в Ново-Татарской слободе и сегодня сохранились могильные камни польских татар. Они, как правило, на арабской и русской графике.1 из 2

Один из могильных памятников польских татар на старом Татарском кладбище Казани. Фото А.И.Ногманова.

Современные польские татары

Несколько лет назад, по приглашению Союза татар Республики Польша, я оказалась в Белостоке. Они очень ценят свою историю, издают журнал «Татарская жизнь», а община устраивает для себя научные конференции по истории польских татар.

Потомки тех самых беженцев Первой мировой войны не сдерживали слез, когда увидели в привезенном мной архивном документе имена своих дедушек и бабушек, родственников, а некоторые даже отцов. Все они нашли когда-то жили в Казани.

Наверно, это самая большая награда для историка, когда прошлое и настоящее, ушедшие люди и живые находят друг друга.

Та самая конференция в Белостоке. Активисты татарской общины и приглашенные ученые.

Глядя на лица Александровичей, Богдановичей, Якубовских, Конапацких, Мухлей и других потомков воинов Золотой Орды, я находила родные татарские лица. И постоянно не покидало ощущение дежавю, хоть и видела я их впервые. Наверно, такой же голос крови ощущали и татары времен Первой мировой войны.

И еще безмерное восхищение перед национальным духом польско-литовских татар. Ведь проживая с XIV века в христианском окружении, они не забыли о своем происхождении, сохранили этническую и религиозную идентичность.

Кстати, семья председателя татарской общины — Адамовичи тогда с гордостью рассказывали нам о своей невестке-татарке из Бардымского района Пермского края. Нашли по интернету. И такое бывает. А значит, у польских татар есть все шансы со временем возродить и татарский язык.

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Любопытно Одна из самых опасных тетрадей на планете. Почему к вещам Марии Кюри нельзя прикасаться ещё как минимум 1500 лет?

Читайте дальше 5 причин поехать в Крым в сентябре. Из личного опыта

К вашему вниманию Газпром исполняет мечты всех

Только для вас Самый загадочный народ на Земле

Будет интересно Пакт Молотова — Риббентропа. Великое достижение Сталина

Читайте еще Секретное оружие варваров против Рима

Дома лучше — В Чернобыле может рухнуть саркофаг, который защищает от радиации

Читайте еще Польша во время Второй Мировой. Шерхан и шакал

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru