Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века» — LegendaPress

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Все началось с маленькой газетной заметке о том, что в Южно-Китайском море на итальянский сухогруз напали морские бандиты, расстреляли команду и захватили вместе с судном 200 тонн урановой руды.

Эту заметку в «Известиях» прочитал режиссер, сценарист, актер и вообще талантливый человек Станислав Говорухин. Он задумался, а как бы на месте итальянских моряков повели бы наши советские люди. Наверняка бы не стали безропотно поднимать ручки, что-нибудь бы да предприняли. Идея захватила Говорухина, он решил создать на основе этого факта фильм-боевик о настоящих мужиках, которые в случае надобности способны отстоять собственное достоинство, защитить себя, ребенка, женщину, родину, наконец.

Говорухин быстро написал сценарий, но от создания самого фильма ему пришлось отказаться – как раз было получены все разрешения на съемки еще одной знаковой кинокартины «Место встречи изменить нельзя». Поэтому он с легкой душой показал сценарий своему другу Борису Дурову. Их связывали давние товарищеские отношения, и на двоих, как режиссёры, они сняли уже свой дебютный фильм «Вертикаль». «Это была уже не первая картина, которую снимали по моему сценарию, — рассказывал Станислав Говорухин. — И обычно от него оставались рожки да ножки. А тут к сценарию режиссер отнесся с уважением и очень добросовестно. Уже тогда я понимал, что у картины будет успех, но не представлял, что успех окажется таким огромным».

Дуров пошел по киношным инстанциям: утверждать сценарий и выбивать смету. Но тут начались первые трудности: сюжет с похищением урана сразу зарубили. Тогда Дуров с Говорухиным решили «загрузить» корабль опиумом. Киношное начальство вообще впало в шок – ладно уран, а здесь вообще наркотики. Режиссеры объясняли, что опиум нужен для фармацевтической промышленности, но как об стену горохом. Дуров даже психанул: «Мы что должны корабль бланками партийной отчетности грузить». С великим трудом опиум удалось отстоять. Начальство лишь порекомендовало не особо акцентировать внимание на наркотическом грузе. Поэтому если пропустить первые несколько минут фильма, то непонятно, зачем этим придуркам-пиратам понадобился советский теплоход «Нежин».

На съемках фильма

На съемках фильма

Пришлось повозиться и с подбором актеров. На роль капитана советского теплохода быстро подобрали киноактера Петра Вельяминов играющего в советском кинематографе настоящих мужиков и настоящих коммунистов. На роль главаря пиратов «Мастера» подошел прибалт Рейно Арен. Правда он плохо говорил по русски и фильме его озвучивал Владимир Сошальский. Не было проблем и с женскими ролями — Наталья Хорохорина (буфетчица Маша) и Майя Эглите (библиотекарь Айна). На роль островитянки Маа во ВГИКе нашли экзотическую красавицу-узбечку Дилором Камбарову.

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Но долго искали актера на главную роль старшего механика Сергея. Дурову хотелось найти мужественный типаж некоего супермена, с хорошими физическими данными, ведь по сценарию главный герой появляется частенько полуобнаженным. Режиссер забраковал много кандидатур. А здесь на пробы заявляется Николай Еременко-младший. Дуров поначалу даже не хотел его смотреть – после фильма «Красное и черное» за актером закрепился образ этакого меланхолического героя-любовника. Еременко тогда снял рубашку и крутанул перед режиссером сальто. Необычный способ убеждения и внушительная мускулатура впечатлили и Дурова и всю съемочную группу.

Но где найти актеров на роли моряков и пиратов, которые по фильму должны показывать эффектные приемы боя карате. В те времена боевое искусство карате в Союзе существовало полулегально. Занимались им конечно, но подпольно.

И здесь Дурову и киногруппе несказанно повезло: нашли молодого актера Талгата Нигматулина. Мало того что талантливый актер, но и отличный спортсмен и мастер восточных единоборств. Да к тому же азиат – его легко и не гримируя, можно было снимать в роли главного антигероя – пирата Салеха.

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Нигматулин привел на съемочную площадку и своего товарища по карате Бимболата Кумалагова – ему дали второстепенную роль усатого пирата. Но все равно этого было мало – требовались еще каратисты. Выручил старый приятель Дурова и Говорухина – Владимир Высоцкий. Из воспоминаний Тадеуша Касьянова: «Мы как раз организовали школу карате в Москве, где я был старшим тренером. До этого к нам всегда приходил Володя Высоцкий, ну и сидел у нас молча. Мы тренировались, а он сидел, смотрел на нас, настраивался, хотел написать гимн карате, говорил: «Напишу ребята, обязательно напишу». Но вот не сподобился… А Володя был хорошо знаком с Говорухиным, вот Стас и обратился к нам — нужна помощь в постановке драк». Спортсменов со славянскими лицами определили в советские моряки, тех, кто посмуглее в пиратов. Тадеушу Касьянову дали второстепенную, но очень важную роль боцмана Матвеича.

Фильм о нападении пиратов требовал и моря и экзотических пейзажей. Соответственно, команде режиссера Б. Дурова было некуда деваться, кроме как в Крым направляться – там нетрудно найти все необходимое. Тем более что в Ялте работали хорошие каскадеры и мастера «спецэффектов по-советски», а они тоже были необходимы.

Остров туземцев с бухтой, где укрывался пиратский корабль, снимали на восточном побережье полуострова. Деревню туземцев соорудили недалеко от военного городка с режимной зоной. Тем самым избавились от туристов-зевак. Самих туземцев сыграли иностранные студенты Симферопольского мединститута. Для съемок использовали учебный корабль «Адмирал Лунин» (пиратский «Меркурий») и сухогруз «Фатеж» («Нежин»). Оба судна служили еще съемочной группе гостиницей, столовой и рестораном. По вечерам там отдыхали, выпивали, пускали фейерверки.

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Звездой» экрана стал также бассейн гостиницы «Ялта» в Массандре. Там был снят эпизод на тонущем судне, когда персонаж Н. Еременко геройски спасал с него женщин. Мастера соорудили и погрузили в купель макет внутренней части корабля – ради безопасности. Деревянные составляющие норовили всплыть – их дополнительно крепили болтами. И все равно актер донырялся до сильных перепадов давления и носовых кровотечений.

И вообще Еременко досталось на фильме. Ведь такого в нашем кино ещё не было – боевик с элементами карате! Главными бойцами стали Николай Ерёменко-младший и Талгат Нигматулин. На съёмочной площадке они по несколько часов в день лупили друг друга так, что потом у обоих текла отнюдь не бутафорская кровь. Когда в Госкино увидели отснятый материал, полетели телеграммы: «Больше никакого карате! Иначе – стоп-мотор!» От некоторых боевых сцен пришлось отказаться. Но актёры всё равно ходили в синяках, и это никого не удивляло. Особенно досталось, конечно же, Николаю Ерёменко-младшему. Ещё во время подготовки к съемкам актер настоял, что все опасные трюки он отработает без дублёра. И это едва не стоило ему жизни. В одной из сцен, где Ерёменко-младший прыгает с берега на корабль, актёр до судна не долетел и оказался практически под его винтами. Спасся он чудом, но на этом опасные приключения не закончились. В следующем эпизоде Николай должен был проплыть через грот и выйти на землю. Актёр нырнул, вынырнул и понял, что до берега ему не добраться! Утонуть Николаю не дал второй режиссёр фильма Владимир Златоустовский.

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Досталось и Наталье Хорохориной. По сценарию пират Салех (Талгат Нигматулин) должен был избивать ее палкой. Хотя актрису под одеждой обложили подушками, да и Талгат бил вполсилы, все равно все тело девушки превратилось в сплошной синяк. Узнав об этом, Нигматулин очень расстроился, Наталье пришлось его успокаивать и утешать.

Были во время съемок фильма и серьезные проблемы с армией и флотом. Как-то случился шторм и одну из бутафорских деревянных мин смыло за борт. Пришлось докладывать об этом военным, которые пришли в ярость. Мина хоть безопасный муляж, но напугать и посеять панику могла. Ее искали несколько катеров, но так и не нашли.

Когда киноэкспедиция закончилась, фильм смонтировали и показали начальству. В Госкино почти все одобрили, зампред Госкино Борис Павленок только высказал пожелание, чтобы вырезали сцену, где пират Салех бьет нашу женщину, обращаясь к своим амбалам: «Нравится эта?», и один из них начинает расстегивать штаны.

Премьера «Пиратов» планировалась на конец 1979 года. Но сдуру решили показать на закрытом просмотре ответственным членам ЦК ВЛКСМ. Думали, что уж комсомольцам такой приключенческий фильм понравится. Но молодые партократы пришли в ужас от обилия наркоманов и драк. Как советский человек, бьет пусть и пирата в пах! В общем, выразили свое мнение: «картина идеологически вредная».

Но как уже не раз бывало, картину спас главный киноман страны — Генсек Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и «отложенных» лент. От «Пиратов» Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число избранных, которые он пересматривал летом в Крыму. Как рассказывали корреспонденту газеты «Сегодня» сотрудники госдачи, Генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой-нибудь драки, переспрашивал: «Это наш его ё..ул?». Ему подтверждали: «Наш, наш, Леонид Ильич». И Генсек удовлетворенно бурчал: «Молодец, Коля».

Как создавалась кинокартина «Пираты ХХ века»

Ну против мнения Леонида Ильича не попрешь. Чиновникам от комсомола пришлось заткнутся. Идеологи вынуждены были устроить премьеру «Пиратов» 14 июля 1980 г. И несмотря на то что в этом же году вышли такие знаковые фильмы как «Экипаж» и « Москва слезам не верит», по количеству зрителей и кассовым сборам за «Пиратами» остается непревзойденный на все времена рекорд — 103 млн. зрителей за год. На первый советский боевик в духе западных «стрелялок» народ валил толпами, переплачивая за билеты спекулянтам. А затем молодежь толпами валила в полуподпольные секции карате, во дворах отрабатывали удары судомеханика Сереги и боцмана Матвеича с криком пирата Солхата — «И-йя!». Впервые советские герои били негодяев не только по лицу, но и в по яйцам. Для Николая Еременко, Талгата Нигматулина и Тадеуша Касьянова эти роли стали по-настоящему звездными.

А кинокритики негодовали и всячески оплевывали кинокартину. «Пиратов», упоминали не иначе, как пример безобразия в искусстве. Но время ставит все на свои места. Прошло уже 40 лет, и где эти критики? Кто их помнит? А «Пираты ХХ века» до сих пор живут и смотрятся с интересом. Даже современной молодежью воспитанной на голливудских супербоевиках с великолепными спецэффектами, компьютерной графикой и накачанными героями.

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Будет интересно 5 удивительных находок, которые сделали, когда копали метро в Москве

Читайте еще Гонорары Пушкина и Льва Толстого в переводе на современные деньги

Дома лучше — Как Лондон утопал в пиве

Читайте еще Сергей Шевкуненко. От идеального пионера до бандита

Любопытно 5 закрытых городов СССР, которые нельзя было посещать обычным гражданам

Читайте дальше Феклуша, крестьянская жена Николая Некрасова, которую тот выиграл в карты

К вашему вниманию Крепостная любовь Пушкина и что с ней стало после смерти поэта

Только для вас Самые старые страны в мире, которые существуют до сих пор

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru