Почему в СССР отказались от многоразового «Бурана» и стали запускать одноразовые космические ракеты — LegendaPress

Почему в СССР отказались от многоразового «Бурана» и стали запускать одноразовые космические ракеты

Многоразовый космический корабль «Буран», построенный в СССР и совершивший единственный полёт 15 ноября 1988 года, до сих пор не имеет аналогов в мире

Производство и запуск подобных кораблей оказалось весьма затратным, потому впоследствии Россия перешла на «одноразовые» космические ракеты.

Предыстория создания корабля «Буран»

23 марта 1983 года американский президент Рональд Рейган утвердил долгосрочную программу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по созданию системы противоракетной обороны, предполагающих нахождение на орбите Земли. В СМИ проект назвали «Звёздными войнами»: одноимённый фильм вышел в прокат в 1977 году, и, по легенде, вдохновил руководство США на создание оборонной системы, призванной защитить страну в случае нападения из космоса.

Как в США видели программу «Звёздные войны».

США стремились к господству в космосе: проект предполагал, что на орбите будут размещены боевые орбитальные станции, способные перехватывать и уничтожать баллистические ракеты противника, одним из которых являлся СССР.

Но если Америка ограничилась созданием флота космических «челноков», то СССР запустил проект «Бурана», который в итоге совершил первый и последний полёт, используя самую дорогую в истории космонавтики ракету «Энергия». Разработка и создание «Бурана» оказалась весьма дорогостоящим мероприятием. Некоторые эксперты считают, что именно этот проект нанёс максимальный удар по экономике Советского Союза, приведя к его распаду и кризису начала 1990-х годов.

Взлёт Энергия Буран

В 1970 году США начали разработку космического челнока Space Shuttle. По давно заведённой традиции, советским специалистам было приказано скопировать американский корабль. Предполагалось, что «многоразовый» корабль в итоге потребует меньше ресурсов, в пересчёте на каждый полёт, чем одноразовая ракета.

Как и зачем строился «Буран»

«Буран» стал крупнейшим детищем «холодной войны», хотя изначально разрабатывался как для военных, так и для мирных нужд. В соответствии с программой «Энергия Буран», космический корабль должен был уничтожать военные корабли и баллистические ракеты США при помощи лазерного или ракетного вооружения.

К 1970-м годам советская разведка уже имела на руках чертежи американского шаттла. Но полностью скопировать «вражеский корабль» СССР по ряду причин не удалось, потому советские специалисты стали искать уникальные решения. Для создания «Бурана» были привлечены около 1200 разных предприятий, а за время разработки опробовано более 230 новых технологий.

Главной проблемой стал двигатель: силовая установка, созданная для «Бурана» оказалась более тяжелой, габаритной, но менее мощной. Проект пришлось переделывать, чтобы уменьшить общую массу корабля. Специально для транспортировки космического корабля был построен один из самых больших самолётов в мире ― Ан-225 «Мрия» (о нём я не так давно писал, ссылка будет в конце).

«Буран» на «Мрии» (Ан-225)

Особенности и преимущества «Бурана»

«Буран» имел достаточно крупные размеры: более 36 метров в длину, размах крыльев 24 метра, общий вес без груза ― 105 тонн. Крылья корабля были треугольными, аэродинамическая схема ― «бесхвостка». Кабина выполнялась цельносварной и могла вместить до 10 человек.

Слева американский Шаттл, справа — советский Буран.

Одной из уникальных разработок была теплозащита «Бурана»: он мог выдерживать температуру до 1430 °C. Теплозащита весила около 7 тонн и состояла из углеродных композитных материалов, войлока и кварцевого волокна. Грузоподъёмность «Бурана» составляла 30 тонн, что почти в два раза больше, чем у американских шаттлов. Огромный грузовой отсек позволял разместить на корабле весьма габаритный груз: например, космический спутник, который корабль мог захватывать при помощи специального манипулятора.

Для запуска корабля использовалось две ступени, оснащённые самыми мощными из существующих жидкотопливных двигателей. Когда корабль вырабатывал топливо из них, он отстыковывался и летел уже самостоятельно. Единственной одноразовой «деталью» комплекса был гигантский топливный бак. На нём располагалось четыре двигателя, которые полностью сгорали в атмосфере. Позднее планировалось сделать многоразовыми и их, что замено удешевило бы программу.

В отличие от американского прототипа, у советского корабля была система спасения экипажа в случае аварии на небольшой высоте: люди могли просто катапультироваться.

Кабина Бурана

Первый полёт «Бурана»

В первый полёт «Буран» запустили с космодрома «Байконур». Корабль летел без экипажа и управлялся бортовым компьютером. «Буран» дважды облетел вокруг Земли и через 205 минут удачно приземлился на космодроме.

Это был огромнейший успех: многоразовый корабль не только самостоятельно вернулся домой, но и, в отличие от американских шаттлов, смог приземлиться без постороннего вмешательства. Правда, позднее программное обеспечение «Бурана» модернизировали, добавив возможность ручного управления. Но автоматическая беспилотная система сделала ненужными пилотируемые корабли: они обходились слишком дорого.

Самостоятельное приземление «Бурана»

Почему в СССР отказались от «Бурана»

В те годы любые научные разработки щедро финансировались. Расходы на единственный запуск «Бурана», подготовка к которому заняла целый год, оценивались почти в 2 млрд долларов, что сравнимо с полной стоимостью ракетного крейсера «Москва». К 1990 году на проект «Энергия-Буран» было потрачено почти 24 млрд долларов, а перспективы использования космического корабля всё ещё оставались не ясными. К 1993 году Россия отказалась от проекта, успев к тому времени достроить два корабля, начать производство третьего, а также заложить проект ещё двух.

Только вот запуск одноразовых ракет оказался выгоднее. Безопасность и надёжность американских шаттлов, не смотря на их техническое совершенство, оставляла желать лучшего: аварии с гибелью экипажа происходили часто. Русский «Буран» во многом был скопирован с зарубежного челнока, потому от крушения также застрахован не был. К тому же, доставка каждого килограмма груза на орбиту при помощи «Бурана» могла обойтись в три раза дороже, чем при использовании одноразовой ракеты-носителя.

Макет корабля «Буран» в музее космонавтики

Сам «Буран» был уничтожен в 2002 году: ангар, в котором он стоял, обрушился. Второй корабль остался в музее Казахстана. Создание «Бурана» дало космической отрасли СССР, а в последствии и России, бесценный опыт. Многие технологии, разработанные для «Бурана» стали применяться в других кораблях, а некоторые, возможно, будут использованы в будущих проектах.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru