Чем освещали в средние века — LegendaPress

Чем освещали в средние века

Хорошо, когда у тебя есть замок, пускай даже совсем небольшой.

Надежные каменные стены, крепкие ворота, высокие башни, ров и верная дружина, пускай даже и состоящая всего из нескольких человек. Замок, одним своим видом, возвышаясь над окрестными землями, придает уверенности своему владельцу и объясняет всем окружающим, кто тут главный и куда нужно нести деньги.

А особенно эффектно смотрится эта каменная громада на фоне вечернего неба. Темные стены, расцвеченные огнями факелов, яркое пламя, рвущееся на ночном ветру, что красит зубцы стен, бойницы, коридоры и большие темные замковые залы во все оттенки красного и желтого цветов. Величественное зрелище. Вот только не очень правдоподобное.

Видя подобную картинку с кино, или рисуя ее в своем воображении, читая отличный исторический роман, необходимо помнить, что факел, этот самый средневековый из всех средневековых источников света, был далеко не так популярен, как принято считать сегодня. Особенно если говорить о замках Европы классического Средневековья.

Как так получилось, кто нас обманул, и как теперь жить дальше с этим знанием? Именно на эти вопросы мы с тобой, дорогой читатель, сегодня и попробуем ответить.

И все вот это надо освещать.
И все вот это надо освещать.

И первое, что нужно понять. С любым искусственным освещением в средние века ситуация была так себе, если честно. Главным источником света, с самого начала Средневековья и до последнего его дня было солнце. Именно по нему податные крестьяне, благородные рыцари и даже знатнейшие люди того времени строили распорядок своего дня.

Люди Средневековья, как правило, поднимались с восходом солнца, а иногда даже до того, как оно показывалось из-за горизонта. Ну просто потому, что работы в те непростые времена всегда было много, и терять даже небольшую часть светового дня на такую ерунду, как сон, было бы как минимум глупо. С другой стороны, ложились спать тогда тоже рано, ну, сразу после того, как солнце заходило и продолжать дневную работу становилось затруднительно.

Но, конечно же, совершенно ясно, что даже при таком распорядке дня, обойтись без освещения в темное время суток было невозможно. Просто потому, что не всегда было можно успеть закончить дневные дела вовремя. К тому же всегда оставались несложные, но многочисленные задачи вроде прядения, беседы, молитвы, да и собственно, ужина, перенести которые на любое другое, более светлое время суток не было ни малейшей возможности. И вот тут на помощь нашим славным предкам приходил…. Нет, не факел. А обычный очаг.

Средневековый очаг. Главный источник света в замке.
Средневековый очаг. Главный источник света в замке.

Именно очаг, находившийся внутри дома, поместья, жилой комнаты или замковой залы, и был самым распространенным источником света. И это, в общем, совершенно не удивительно, если подумать. Большой костер, а любой очаг, даже если это замковый камин — это в первую очередь именно большой костер, давал света больше, чем любой другой источник света в Средневековье. Пожалуй, даже больше всех их вместе взятых.

Очаг в первую очередь, был главным и едва ли не единственным источником тепла. Поэтому топили его постоянно, даже если речь шла о более или менее теплой летней ночи. Прогреть вечно прохладный замковый зал на пару лишних градусов, бывало полезно даже в июле, не говоря уже об осенней и зимней поре. А то, что помимо тепла камин или очаг еще и освещал комнату в достаточной степени для того, чтобы в ней можно было ориентироваться, не используя дополнительных источников света, было отличной новостью с любой точки зрения.

Впрочем, совершенно понятно, что одним только очагом осветить помещение больше, чем крестьянская хижина, было невозможно. Поэтому в нелегком труде освещения средневекового замка со всеми его многочисленными коридорами, комнатами и залами, на помощь каминам пришли…. Нет, не факелы. Масляные светильники.

Масляный светильник, одна штука. Проще не придумаешь.
Масляный светильник, одна штука. Проще не придумаешь.

Хотя, если говорить совершенно точно, совсем не только масляные. Это простейшее устройство, состоящее из резервуара и горящего фитиля, могло использовать в качестве топлива вообще все что угодно. Прогорклое масло, топленое сало, жир, оставшийся на сковороде. Все это перемешивалось в более или менее однородную массу, разводилось до текучего состояния и шло на заправку такого, с позволения сказать, осветительного прибора.

Понятно, что качество освещения масляного или жирового светильника напрямую зависела от того, что было залито внутрь него. Заправленный растительным маслом, он горел довольно ярко, совершенно не уступая большинству свечей. Если же в качестве топлива в нем оказывалось непонятно что, то и светил он непонятно как.

Впрочем, при помощи этого несложного осветительного прибора, каким бы топливом он не был заправлен, можно было уверено ориентироваться внутри своего жилища или комнаты даже без горящего очага или камина, даже в самую темную полночь. А большего от него и не требовалось.

Не нужно, однако, думать, что подобные масляные светильники были уделом бедняков. Это совершенно точно не так. Масляные светильники и лампы, в огромном количестве присутствовали в средневековых замках как в переносном, так и в стационарном виде. Они находили свое место в коридорах, комнатах и даже больших залах.

Большие светильники. Даже подвес присутствует.
Большие светильники. Даже подвес присутствует.

Впрочем, если говорить о больших помещениях, парой светильников дело, конечно, не обходилось. В некоторых замках классического Средневековья, присутствуют крепления для установки десятков таких источников света. Помните в кино длинный полутемный коридор, каменная стена и факел, закрепленный на ней? Вот примерно так оно и было в действительности, за единственным исключением. Если мы говорим о внутренних помещениях замка, то чаще всего вместо факела там был закреплен масляный или жировой светильник.

И это было отличное и универсальное средство освещения. Простое, доступное, чрезвычайно экономное, а главное — универсальное. За все время своего существования, формы и размеры масляных светильников изменялись многократно. Они бывали как совсем небольшими, с крошечными лампадными огоньками, едва раздвигающими темноту в комнате, так и огромными сосудами с несколькими толстыми фитилями, а то и вовсе огромными пучками промасленной веревки или пакли, погруженной в масло едва ли не наполовину. Такая конструкция давала большое пламя, и пара таких светильников была способна осветить небольшой зал.

И, казалось бы, на этом универсальном осветительном приборе можно было бы успокоится. Но нет. При всех несомненных плюсах были у масляных светильников и минусы. Крайнее неудобство в использовании, высокая пожароопасность. Да и заправлять топливом его было тем еще развлечением. Особенно если таких светильников у тебя было больше полудюжины. В-общем, этому надежному, но архаичному источнику света, тоже нужна была помощь. И это были…. Нет, снова не факелы. Свечи.

Средневековые свечи..
Средневековые свечи..

Если говорить совершенно точно, то большинство свечей времен европейского Средневековья — это тот же самый масляный светильник, только переведенный из жидкого формата в твердый. Фитиль, сделанный из точно такого же веревочного или плетеного тканевого обрезка, помещался в жир, который ничем не отличался от того, что шел на заправку светильников. Только для свечей его не делали максимально жидким и текучим, а строго наоборот — топили в меру сил, очищали от разных примесей и давали застыть.

Да, такая свеча стоила дороже и требовала для производства инструментов, хотя бы и самых примитивных. Да, при длительном ее хранении коробка, сундук или даже весь склад пропитывался едва уловимым запахом прогорклого сала. Да, при горении ее появлялось ощущение, что в соседней комнате кто-то жарит рыбу. Но такая сальная свеча была чертовски удобна. И все еще не очень дорога.

Ее можно было в готовом уже виде хранить сколько угодно долго и использовать, не только как самостоятельный источник света. Полтора десятка таких свечей, собранных в большую конструкцию типа люстры, давали света почти столько же, сколько сорокаваттная лампа. Что для владельцев замка открывало доселе невиданные возможности.

Люстра
Люстра

Именно в XI веке, с появлением массового производства свечей в Средневековье, освещение, особенно освещение домов более или менее богатых людей, ну и, конечно же, замков и поместий высшей и военной аристократии, стало развиваться чрезвычайно стремительно. Не нужно думать, что свечи смогли всерьез потеснить два самых дешевых источника света. Вот даже не близко. Но они дали новые возможности для борьбы с ночной тьмой. И главным их преимуществом была мобильность.

В отличие от факела или масляного светильника, свеча легко помещалась в простейший фонарь из дерева и промасленной ткани, превращаясь в компактный всепогодный светильник, почти не боящийся ветра. Справедливости ради нужно сказать, что и из масляных светильников делали фонари, но получались они, по понятным причинам, значительно более тяжелыми, неудобными, а главное — огнеопасными. Таскать с собой нагретый пламенем резервуар, внутри которого плескалось с пол литра разогретого и готовым вспыхнуть от неловкого движения топлива — это была, если честно, такая себе идея.

В общем, так и не сумев составить конкуренцию очагу и масляному светильнику в массовости и повседневном использовании, вновь ставшие популярными жировые свечи, тем не менее заполняли все доступные им ниши, становясь, пожалуй, самым удобным средством освещения классического Средневековья. Вот только и у такого прогрессивного источника света были недостатки.

Масляное пламя, горить не ярко.
Масляное пламя, горить не ярко.

И если ты думаешь, дорогой друг, что я имею в виду запах, что сопровождал применение таких свечей, то нет, это была не главная проблема. Главной проблемой жировых свеч была яркость горения. Масло, впрочем, как и вытопленный жир, чисто технически не способны давать долгое и яркое пламя просто потому, что гореть масло начинает при менее чем трех сотнях градусов. Такое пламя всегда довольно тусклое, и для того, чтобы получить хороший, ровный, яркий свет, нужно было собрать вместе несколько штук, а иногда и несколько десятков штук жировых свечей. Или. Взять одну единственную восковую свечу.

Воск, а вернее, фитиль, пропитанный расплавленным воском, горя при восьми сотнях градусов, давал отличный яркий, ровный свет. Ну, по крайней мере, именно так казалось нашим средневековым предкам. Даже одной восковой свечи было достаточно, чтобы худо-бедно разогнать темноту в довольно большой комнате. А две или три, позволяли уже заниматься делами, требующими мелкой моторики. Совершенно точно известно, что при свечном освещении средневековые дамы умудрялись даже вышивать. И получалось у них, нужно сказать, отлично.

А еще можно сплетничать.
А еще можно сплетничать.

Конечно, и у восковой свечи были недостатки. Причем стоимость была из них не самым главным. Хотя такая свеча действительно стоила заметно дороже жировой, а с точки зрения людей, использовавших масляные светильники, была и вовсе какой-то безумной и бездумной тратой денег. Но яркость, которую она давала при горении, сглаживала отчасти ситуацию.

Основным недостаткам восковых свечей была редкость. Вплоть до конца XII века, их из-за недостатка производственных мощностей, достаточной востребованности и ценности воска и, в общем, не очень большого спроса, выпускали их не слишком много. Едва ли не до начала XIII века основным потребителем восковых свечей были церкви и высшая аристократия средневековой Европы. Остальные обходились менее дорогими и более традиционными средствами освещения.

Впрочем, случалось и так, что без дорогих и пафосных восковых свечей обойтись не удавалось никак. Например, если хозяин замка приглашал гостей на важный праздник, турнир, пир или охоту. Совершенно понятно, что свадебный пир, или другое серьезное мероприятие невозможно остановить с наступлением сумерек. Точно так же, как и нельзя использовать для освещения большого зала сальные свечи.

Потому что, во-первых, нужное для освещения замковой залы количество тусклых дешевых свечей просто негде будет разместить, а во-вторых, все приличные люди будут считать хозяина несусветным жмотом. А этого хотелось бы, конечно, избежать.

Восковая свеча. Натуральный хайтек Средневековья.
Восковая свеча. Натуральный хайтек Средневековья.

Вот так и получалось, что кроме вкусной еды, хорошего вина и приглашенных менестрелей, модных при королевском дворе в этом году, приходилось тратить совершенно нереальные деньги на праздничное освещение. Говорят, что герцог Аквитанский Гильом, отец небезызвестной Алианоры Аквитанской, и дед Ричарда Львиное Сердце, во время свадебных торжеств истратил какую-то совершенно нереальную сумму денег. Причем половину ее ушла именно на освещение торжества в ночное время модными восковыми свечами.

Вторым серьезным недостатком восковых свечей был, конечно же, сильный запах, издаваемый ими при горении. Необходимо понимать, что средневековая восковая свеча и то, что мы можем с вами сейчас купить в магазине — это, как говорится, две большие разницы. В современных свечах, используется ароматизированный воск высокой очистки, почти не отличающийся по консистенции от химически чистого стеарина. Такая свеча при горении выделяет легкий аромат добавленной отдушки и почти незаметный на его фоне запах горящего воска.

Комплексное освещение. Дополнительный источник света никогда не лишний.
Комплексное освещение. Дополнительный источник света никогда не лишний.

В Средние века все было немного по-другому. Свеча из плохо очищенного воска горела с довольно резким, характерным запахом. И пускай это был не запах жареной рыбы и горелого сала, но аромата окружающей действительности она совершенно точно не добавляла. Впрочем, эту проблему решили достаточно быстро. Все-таки восковые свечи были дорогим продуктом, поэтому резкий запах горящего воска очень скоро стал считаться признаком богатства. Закрепили же мысль о том, что запах воска это признак богатства менестрели, с их стихами про звезды ночь и пылающие глаза в свете свечи.

И, казалось бы, ну вот теперь точно все. Вопрос со средневековым освещением закрыт раз и навсегда. Но снова нет. Закрыв проблему внутреннего освещения средневековых помещений, люди все еще нуждались во внешних источниках света. Ну, в конце концов, освещать замковый двор, стену или ворота барбакана, свечей, светильником, а тем более очагом несколько неудобно. Требовалось что-то еще. И, конечно же, это что-то нашлось. На помощь своим собратьям по огненному ремеслу пришли…. Нет, не факелы. Фонари.

Простейший фонарь. Немного дерева, промасленная ткань.
Простейший фонарь. Немного дерева, промасленная ткань.

Во времена классического Средневековья, когда, собственно, и строились замки, фонари, как большие уличные, так и маленькие домашние, переживали свое второе рождение. И все дело было как раз в тех самых компактных «источниках света», которые как раз к этому времени феодальная промышленность Европы начала массово производить.

С XII века мы видим просто какое-то нереальное количество фонарей всех видов и размеров, как на Изо источниках того времени, так и в виде дошедших до нас артефактов. Они были как совсем маленькие, собранные из ткани и дерева и пригодные только для того, чтобы освещать небольшую комнатку в замковой башне, так и здоровенные железные конструкции, сделанные специально для замковой дружины или городской стражи. И внутри их горели свечи, большие масляные светильники и даже куски смоченной в жире пакли и веревки.

Тоже фонарь. Но уже все по серьезному.
Тоже фонарь. Но уже все по серьезному.

А что же факелы, — спросит самый нетерпеливый читатель, — их что, вообще не было? Ну что ты, дорогой друг, У факелов во времена «эпохи замков» все было отлично. Они наряду с фонарями честно несли свою службу в войнах, походах, а иногда и на замковых стенах. Являясь отличными, а главное дешевыми эрзац светильниками, которые можно использовать в те моменты, когда нормального освещения рядом нет.

Что же касается знакомой всем картины факела, освещающего пиршественный зал или полутемный коридор, то даже во времена «варварских королевств» факелы практически уже не использовались для освещения помещений. Ну просто потому, что это было банально неудобно. Они сильно коптили, быстро выгорали, были крайне пожароопасны, да и даже в те далекие времена их всегда было чем заменить.

Ну и конечно факел. куда же без него.
Ну и конечно факел. куда же без него.

Так почему же тогда у наших с тобой современников именно факел считается самым что ни на есть средневековым источником освещения? Ну что тут сказать, виноваты в этом, как всегда, писатели — романисты. Из прогрессивного XIX века. Средневековье должно было выглядеть крайне непривлекательно. Ну вот скажите, чем могли освещать свои дома люди, живущие в то поистине варварское время? Ну не точно такими же свечами, что стояли на столах этих великих писателей на самом то деле.

А еще факелы всегда хорошо выглядят. Подчеркивая мужественность и силу любого героя, будь то рыцарь Айвенго или разбойник Робин из Шервудского леса. Что тоже немаловажно для хорошего романа.

Такая вот вышла история про средневековое освещение. Были, конечно, еще во множестве разные экзотичные источники света. От лучин и традиционных римских жаровен, которые одно время чрезвычайно любила каролингская знать. До тростниковых трубок, набитых жиром, что стали популярны в Англии на рубеже классического и позднего Средневековья. Но все это были лишь незначительные эпизоды в истории освещения средневековых замков. о которой мы сегодня с вами говорили.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru