Что такое интеграл? Высшая математика для детей — LegendaPress

Что такое интеграл? Высшая математика для детей

Вообще, я не люблю выражение «высшая математика». Это что же выходит – что вся остальная математика, прежде всего школьная – «низшая»? Чепуха!

В любой науке бывают разные задачи – как простые, так и сложные. А из-за слова «высшая» некоторые пугаются. Или, наоборот, задирают нос. Вот, дескать, какую мы сложную науку изучаем!..

Кстати, для тех, кто её изучает или уже изучил, задачка:

Шли 12 человек, несли 12 хлебов. Каждый мужчина нёс по 2 хлеба, каждая женщина – по половине хлеба, а каждый ребёнок – по четверти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей?

А теперь – про «высшую» математику. Давайте поиграем… в школу магии, чародейства и волшебства. Чур я буду профессором!

На днях я изобрёл пару заклинаний, и мы с вами их сегодня вместе выучим. Первое заклинание вот какое. Наводим волшебную палочку на предмет, потом делаем взмах палочкой и произносим громко и чётко:

ДИФФЕРЕНЦИО!

Что делает это заклинание? Оно «разбирает» любой предмет на части. Например, если я возьму большой батон, и применю к нему это заклинание, то батон у меня сам по себе разрежется на ломтики. Ура, можно готовить бутерброды на весь класс!

Для того, чтобы сокращённо записывать это заклинание в тетрадке, мы будем использовать букву «d» (читается: «дэ»). Сперва будем писать букву «d», а потом – предмет, на который действует наше заклинание. Например, у меня есть шоколадка. Тогда если я напишу…

dШОКОЛАДКА

…это означает, что я применил заклинание «дифференцио» на объект «шоколадка». Что у нас получится тогда?

Совершенно верно! То есть мы можем записать:

dШОКОЛАДКА = КУСОЧКИ ШОКОЛАДКИ

А теперь внимание, вопрос: что будет означать вот такая вот надпись?

dX

Ну наверное это будет «дэ-икс»… «Дэ» – это наше заклинание. Но что такое «икс»?

А мы этого не знаем. Это что-то неизвестное. «Что-то неизвестное, разделённое на маленькие кусочки».

Например: мальчику Андрюше тысячу раз говорили не играть в футбол в квартире, а он всё-таки не послушался и… БАМС! Грохот и звон! Что разбилось, мы не знаем, но уже понимаем – что-то разбилось, разлетелось на осколки… И вот это самое «что-то» (пока нам неизвестное) и есть dX.

Мама скорее бежит в комнату и видит:

Значит, X – это ВАЗА! Тогда чему у нас будет равно dX? Что получится?

dX = dВАЗА = ОСКОЛКИ ВАЗЫ

Мама очень расстроена. А скоро с работы вернётся папа, и у мальчика Андрюши могут быть серьёзные неприятности… Поэтому, чтобы его выручить, я придумал ещё одно замечательное заклинание. Наводим волшебную палочку на осколки, потом делаем взмах палочкой и громко говорим:

ИНТЕГРО!

Давайте повторим это заклинание вместе, хором:

ИНТЕГРО!

Это заклинание соберёт осколки обратно в целую вазу!

Если применить его к отдельным разрозненным частям, то эти части сами соберутся в единое целое. Разрезанный на куски батон? Используем наше заклинание – и получаем снова целый батон. И так далее. Сокращённо в тетрадке мы это заклинание будем записывать с помощью вот такого символа:

Он называется «интеграл».

Видели такой в фильме «Приключения Электроника»?

Знак интеграла показывает нам, что мы превращаем отдельные части в единое целое. Если я запишу вот так…

∫ОСКОЛКИ ВАЗЫ

… что у меня получится?

∫ОСКОЛКИ ВАЗЫ = ВАЗА

Вот ещё примеры:

∫ЛОМТИКИ ЯБЛОКА = ЯБЛОКО

∫КУСОЧКИ ШОКОЛАДКИ = ШОКОЛАДКА

А теперь давайте вместе с вами подумаем, что произойдёт, если последовательно, по очереди, использовать наши заклинания? Сперва – «дифференцио», затем – «интегро»?

Что произойдёт с предметом?

Заклинание «дифференцио» превратит предмет в отдельные кусочки. А заклинание «интегро» соберёт отдельные кусочки снова в целый предмет. То есть с предметом, получается, ничего не произойдёт!

А теперь – внимание, главный и самый важный вопрос. Если я поставлю знак интеграла, применю заклинание «интегро» к разрезанному на кусочки неизвестному нам «иксу», что получится?

∫dX = ?

Это означает, что мы неизвестный «икс» разделили на маленькие кусочки, а потом снова собрали вместе. И тогда у нас снова получится целый неизвестный «икс», верно?

Совершенно верно! Запишем это на доске:

∫dX = X

Читается это так: «интеграл дэ икс равен икс».

А теперь раскрою секрет. Перед нами – одна из самых главных и основных формул той самой ужасной и кошмарной высшей математики.

Это как модель из конструктора – если разобрать, а потом снова собрать, то получается та же самая модель… Но какие задачи помогает решать эта формула?

Ну, например, одна из типичных задач высшей математики, точнее, математического анализа – измерение длины кривых линий. Измерять длину отрезка прямой все умеют – приложили линейку, посмотрели на деления, и всё понятно. А вот как измерить длину кривой линии? Изобретать кривую линейку? Так ведь все кривые линии разные, это сколько же разных линеек придётся изобретать? Вот тут-то и приходит на выручку наша формула.

Мы «разрезаем» нашу кривую на маленькие кусочки – настолько маленькие, что каждый из них в отдельности вполне похож на отрезок прямой, и может быть измерен обыкновенной линейкой. А потом снова «соберём вместе» наши результаты – и получим ответ на вопрос задачи!

Некоторые считают, что интегралы – изобретение современной математики. Однако на самом деле к понятию интеграла вплотную приблизился ещё великий древнегреческий математик Архимед. Его всегда очень интересовали задачи определения площадей и объёмов фигур. Допустим, мы можем указать простую и точную формулу для нахождения площади квадрата или объёма куба. Но что делать с фигурами более сложной формы? Тогда Архимед и высказал блестящую идею: скажем, если требуется определить объём мраморной статуи, можно раздробить её молотком на отдельные песчинки (эх, жалко статую, но чего не сделаешь ради науки!) – и, подсчитав количество песчинок, найти искомый объём.

Подобным же образом можно определить площадь плоской фигуры сложной формы – аккуратно засыплем её тонким слоем песчинок, а затем снова посчитаем их количество.

Этот приём – «разделить на песчинки (то есть мелкие части), измерить, а затем объединить результат» – Архимеду очень понравился. В дальнейшем он использовал различные варианты этого метода – например, при определении объёма не «разбивал» фигуры на отдельные песчинки, а «разрезал» на тонкие «слои». Однако общий смысл метода при этом не изменялся.

Площадь сложной фигуры справа равна площади треугольника слева!
Площадь сложной фигуры справа равна площади треугольника слева!

При помощи «метода песчинок» Архимед (первым в мире!) попробовал определить размер нашей Вселенной. Кроме того, он догадывался, что подобный способ решения задач может работать не только в пространстве, но и во времени – например, мы можем описать полёт стрелы, пущенной из лука, как некую «киноленту», содержащую все положения стрелы в каждый момент времени. Снова – «разделить, а затем объединить», только разделение уже происходит по времени…

К сожалению, для древнего мира идеи Архимеда оказались слишком сложными. На полторы тысячи лет понятие интеграла было забыто – пока этот замечательный способ решения задач не ввели в математику повторно Лейбниц и Ньютон в конце XVII века. Окончательное и строгое математически описание интеграла дали только в XIX веке учёные Риман и Лебег.

Ну, а теперь решение задачи про 12 хлебов

Если каждый мужчина несет по 2 хлеба, то мужчин не может быть больше пяти: 6 мужчин по 2 хлеба – это уже 12, тогда женщинам и детям ничего не достанется. Поэтому пусть мужчин будет 5.

Осталось 7 свободных мест из 12 человек и 2 хлеба (10 хлебов несут мужчины). Если все семеро оставшихся — дети, и каждый несет по четвертушке хлеба, то получится 7/4, то есть целый хлеб и три четверти. А нам нужно 2 хлеба, не хватает одной четвертинки. Уберем одного ребенка (минус четверть хлеба) и добавим одну женщину (плюс половина хлеба). Задача решена: шло 5 мужчин, 1 женщина и 6 детей.

Правильно?

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru