Россию и Китай в Арктике США уже не догонят, но будут стараться — LegendaPress

Россию и Китай в Арктике США уже не догонят, но будут стараться

Американские должностные лица регулярно высказывали свою обеспокоенность состоянием отечественного ледокольного флота.

Главным фактором этого беспокойства была не возможность обеспечения национальных, в общепринятом понимании этого слова, интересов США, а глобальная конкуренция. В первую очередь, речь идет о России и Китае, с которыми США уже не могут технологически конкурировать в Арктике, что вынуждает Вашингтон искать срочное решение.

В последние дни 2021 года командование военно-морских систем (Naval Sea Systems Command) ВМС США заключило с американской судостроительной компанией VT Halter Marine контракт стоимостью $552,655 млн на строительство для Береговой охраны США второго большого дизель-электрического ледокола по программе Polar Security Cutter (PSC). Работы должны быть закончены к сентябрю 2026 г.

Головной ледокол этой программы был заказан этой же судостроительной компании в апреле 2019 г. по контракту стоимостью $745,941 млн и должен войти в строй к июню 2024 г. Значительная разница в стоимости контракта объясняется затратами на проектирование серии. Всего предусмотрено строительство до трех единиц ледоколов, последний из которых должен быть сдан в 2027 году.

До момента завершения строительства ледоколов США придется довольствоваться одним или двумя ледоколами – зависит от того, который из них будет на ходу в нужное время. Речь идет об одном тяжелом ледоколе «Полярная звезда», спущенном на воду в 1976 году, и одном относительно новом среднем ледоколе «Хили», введенном в эксплуатацию в 1999 году. Сроки службы «Полярной звезды» неоднократно продлевались – после очередного ремонта судно будет в строю до 2025 года.

Стратегический флот

«Россия располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом, насчитывающим в общей сложности более 40 ледоколов, еще три строятся и дюжина запланирована на следующее десятилетие. Китай тоже строит ледоколы и инвестирует в арктическую инфраструктуру. Всего два полярных ледокола США до недавнего времени делили свои усилия на противоположных полюсах — «Полярная звезда» обеспечивала снабжение станции Макмердо в Антарктиде, а «Хили» защищал интересы США в Арктике.

Таким образом, недавний корабельный пожар на борту «Хили» вывел из строя половину американского полярного ледокольного флота», — жалуются сенаторы Роджер Уикер и Дэн Салливан, входящие в парламентский Комитет по вооруженным силам.

То, что обеспокоенность возможностью операций во льдах высказывает не научный институт, а «оборонная» структура, вовсе не случайно.

Цель программы PSC описана на официальном сайте в достаточно сдержанных выражениях.  Два (или три) ледокола должны способствовать защите «жизненно важных интересов США в полярных регионах», а именно – укреплять оборону в Арктике и Антарктике, «обеспечивать соблюдение договоров и других законов, необходимых для защиты промышленности и окружающей среды», кроме того «обеспечивать безопасность портов, водных путей и прибрежных районов» и обеспечивать сопровождение судов, не относящихся к ледокольному классу.

«Арктика — это точка геополитического притяжения. Без новых инвестиций в полярные возможности влияние наших противников будет расти», — пишут соавторы-сенаторы, выражая надежду, что ледоколов по программе PSC будет по меньшей мере шесть.

О том, кого американский истеблишмент считает противником в данном случае и почему, рассказывает, среди прочих, статья The Heritage Foundation «США нужны ледоколы, чтобы не отставать от Китая и России в Арктике».

Напомним, что The Heritage Foundation – один из главных американских консервативных think tank, тесно связанный с Республиканской партией, по словам президента Рональда Рейгана выступивший в качестве «жизненной силы» его администрации. The Heritage Foundation отметился активным участием в разработке большинства планов по свержению ориентированных на СССР правительств по всему миру, и до сих пор остается одной из опор «ястребиного» крыла внешней американской политики.

The Heritage Foundation напоминает, что за Полярным кругом есть редкоземельные ископаемые и нетронутые пока месторождения нефти и газа – примерно 13% и 30% общемировых, соответственно, запасов. В абсолютных цифрах, по данным ООН запасы арктических углеводородов составляют 100 млрд тонн нефти и 50 трлн кубометров газа, по данным Минприроды РФ — 258 млрд условных тонн газа и нефти в российском секторе Арктики, или 60% от всех углеводородов страны.

Достаточный, как его оценивает сам для себя Вашингтон, доступ к арктическим запасам отнюдь не гарантирован, ведь кроме крупнейшего на планете ледокольного флота России существует ещё Китай, который уже на данном этапе обгоняет США по количеству и характеристикам ледокольного флота. В данный момент, у Пекина есть два ледокола, одно атомное судно этого типа находится в постройке.

«Реальная возможность российской или китайской экспансии на законную долю арктических ресурсов Соединенных Штатов должна, мягко говоря, встревожить администрацию Байдена», -пишет The Heritage Foundation, отмечая, что Китай — «самопровозглашенное “приарктическое государство”, которое фактически не владеет никакой территорией в Арктике».

Отметим, в силу наиболее протяженной «заполярной» береговой линии на планете Россия обладает более чем половиной всех неразведанных запасов Арктики. И, скорее, можно говорить о попытках третьих стран претендовать на российскую долю – а также на логистику.

Верхушка айсберга

Вопрос наличия территории в Арктике – один из острейших для любого действующего или потенциального игрока. В значительной степени, сами США стали арктическим государством благодаря покупке у России Аляски в 1867 году — этот американский штат является единственной территорией США за Полярным кругом.

Наличие территории за Полярным кругом означает доступ к океаническому шельфу, где и залегают огромные запасы углеводородов. Обширная российская территория подразумевает самый крупный «кусок» шельфа – именно поэтому огромное значение имеет рассмотрение заявки на расширение шельфа, поданной Россией в ООН в 2015 году.

В 1982 году была принята Конвенция о морском праве, согласно которой акватория государства распространяется лишь на арктический шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. России придётся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. Это оспаривает Дания, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова – это затонувшая часть Гренландии.

Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова – это продолжение полярных владений РФ, российская сторона провела беспрецедентную экспедицию «Арктика-2007» в июле-августе 2007 года, состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана у Северного полюса Земли.

По данным геологических исследований, к российской территории относятся хребет Ломоносова, котловина Подводников, поднятие Менделеева, южная оконечность хребта Гаккеля. Признание этих исследований на уровне ООН даст возможность прирастить шельфовую территорию России на 1,2 миллиона квадратных километров, а потенциальные запасы углеводородов — как минимум на пять миллиардов тонн условного топлива.

С учетом вышесказанного, идея экс-президента США Дональда Трампа о покупке Гренландии у Дании выглядит как экстравагантная, но абсолютно логичная концепция.

В целом же, арктическая зона разделена на 5 секторов, прилегающих к северным границам Дании (за счет Гренландии), Канады, Норвегии, РФ и США. Каждая из этих стран обладает исключительно экономическими зонами, простирающимися более чем на 300 км от их береговых территорий. Сам Северный полюс и прилегающая к нему часть Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одному из государств.

Пять арктических государств неизбежно будут претендовать на арктические ресурсы — самостоятельно или выступая «прокси» для других стран, лишенных территориального доступа к Арктике, но имеющих достаточный геополитический потенциал для реальных претензий.

Безальтернативной опорой США в освоении Арктики выглядит Канада. Её ледокольный флот мощнее американского – в нем 6 судов разного тоннажа, но проблемы канадских ледоколов такого же свойства. Самый большой и мощный ледокол Louis S. St-Laurent был построен в 1969 году, три ледокола среднего класса построены в середине 1970-х.

Планы по модернизации плавсостава были озвучены ещё 30 лет назад, замену Louis S. St-Laurent планировалось спустить в середине 1980-х. Дополнительную трудность составляет то, что традиции ледокольного строительства Канады в значительной степени утрачены.

Семь ледоколов числится в составе флота Исландии. Большой судостроительный потенциал имеет формально не относящаяся к клубу владеющих арктическими территориями государств Финляндия. У неё 7 ледоколов, что значительно больше, чем у большинства других претендентов на арктические широты: «арктическая» Норвегия довольствуется единственным ледоколом, у граничащей с Финляндией Швеции ледоколов пять, у Дании – четыре. Как минимум десяток построенных в 70-80-х годах ледоколов, трудящихся в интересах российских частных компаний, имеют финское происхождение.

Ледокольный флот соседей России имеет высокую степень износа, в том числе по причине активной эксплуатацией сразу несколькими сторонами. Ледокольный флагман Швеции «Одена» по плану должен проработать до 2030 года, но ведутся разговоры о выводе его из эксплуатации досрочно. Кроме Швеции ледокол использовался для проектов США, Канады, Норвегии и даже Индии и Южной Кореи. Планы по замене ледокольного флота у Стокгольма есть, речь идет о постройке 5 судов в начале 2030-х, но финансирование пока не определено.

Имеющая самый крупный и качественный ледокольный флот Россия явно это преимущество сохранит в обозримой перспективе. Действующая редакция федерального проекта «Морские порты России» КПМИ предусматривает постройку девяти ледоколов для нужд ФГУП «Росморпорт».

О том, какие это будут ледоколы, можно узнать в том числе из презентации на сайте «Росатома». 16 ноября 2021 года на ходовые испытания вышел один из новых российских ледоколов проекта 22220 «Сибирь». Атомные ледоколы проекта 22220 мощностью 60 МВт на данный момент являются самыми большими и мощными в мире, они способны проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров и расчищая путь шириной в 34 метра.

Стратегическим решением, обеспечивающим недосягаемость российского атомфлота на ближайшие годы и даже десятилетия должен стать проект «Лидер» — сверхмощный (120 МВт на винтах) ледокол неограниченной дальности, способный преодолевать лёд свыше четырех метров, оставляя достаточный для прохода любых известных судов канал шириной в 50 метров. Головное судно должно быть построено в 2027 году.

Полярный шелковый путь

По сравнению с традиционными путями торгового транзита из Европы в Азию и обратно, Северный морской путь предоставляет существенные логистические бонусы. Путь морем из ЕС в Китай через Суэцкий канал занимает 40 дней, по Севморпути – всего 20, в основном через безопасные с точки зрения пиратства и геополитических рисков российские воды. Это делает Севморпуть привлекательной альтернативой традиционному маршруту через Малаккский пролив, о стратегическом значении которого для Китая подробно говорилось в ранних материалах РУССТРАТ.

В перспективе, Севморпуть может стать равноценной заменой традиционным маршрутам. Например, активный зондаж работы по этому направлению ведет Индия, для которой экономия времени при выборе северного пути составляет 30%.

Китай представил собственную концепцию «Полярного шелкового пути» в 2018 году, заявив, что будет поощрять компании к созданию инфраструктуры и проведению коммерческих пробных рейсов, которые «откроют возможности Арктики». С тех пор китайские компании открыли новые грузовые маршруты и провели различне экспедиции в регионе, в 2022 году Пекин намерен запустить спутник для мониторинга морского льда и морского трафика. На другом полюсе активность КНР тоже велика — в Антарктике действуют четыре исследовательские станции, ещё одна находится в фазе постройки.

Для обспечения приполярной активности у Китая есть два собственных средних дизельных ледокола – «Сюэлун», построенный в украинском Херсоне в 1993 году, и «Сюэлун 2», построенный в 2019 году совместными усилиями Китая и Финляндии. Этого очевидно мало, тем более, что ледоколом первый «Сюэлун» можно назвать с натяжкой – уместнее было бы его назвать судном-снабженцем усиленного ледового класса.

Китай планирует за ближайшие 4-5 лет разработать полноценный тяжелый ледокол и полупогружные суда с водоизмещением в 100 000 тонн — настолько большие, чтобы они могли перевозить другие суда.

Также министерством транспорта Китая была поставлена цель завершить за три года проектирование ещё одного полупогружного спасательного судна, которое можно было бы использовать для подъема до 5000 тонн нагрузки любого рода.

Новые суда являются частью пятилетнего плана развития Китая, принятого в 2021 году. Он включает, помимо прочего, суда для поддержки глубоководных операций и тяжелые ледоколы, а также внедрение морских плавучих атомных электростанций.

Опыт постройки крупнотоннажных полупогруженных судов у Китая есть. В 2017 году военно-морской флот США использовал одно из них для транспортировки эсминца USS Fitzgerald обратно в порт приписки после убившего семь американских моряков столкновения корабля с грузовым судном у берегов Японии.

Сколько именно Китай построит судов, способных ходить через арктически льды, остается дискуссионным вопросам. Из документов министерства транспорта Китая можно сделать вывод, что их будет не менее 5-7, чего с запасом достаточно для обеспечения бесперебойного мореходства в высоких широтах.

Впрочем, помимо мирной логистики у Севера есть ещё одно измерение.

«Неправильная» гегемония

В первые дни 2022 года эксперты из Канады выразили обеспокоенность тем, что Россия и Китай, «присматриваются к морским путям, открывшимся в результате глобального потепления, которые открылись в результате, и угрожают нашей национальной безопасности».

По словам Роберта Хуберта из университета Калгари, Китай нуждается «в освоении арктического пространства для поддержания своих стратегических целей».  Раздражающим для Канады и США фактором оказывается то, что у Китая может появиться возможность делать то, что делают ВМС США в Южно-Китайском море у островов Спратли под боком у самого Китая.

«Они отправляли суда в скандинавские страны, посетили Финляндию, Швецию и Данию. Они также отправили пять судов на цепь Алеутских островов, подошли и вернулись обратно. Это, очевидно, было напоминанием США, что китайцы могут столь же легко прийти в американские воды», — считает Хуберт.

Основным страхом для США оказывается возможность китайского флота проникать в Северо-Западный проход, который является морским путем вдоль северного побережья Северной Америки между Атлантическим и Тихим океанами, обходя Канаду «сверху». Для проведения подобного маневра кораблям нужны средства преодоления льдов, что делает ледоколы незаменимым судном обеспечения в таких случаях.

Нельзя не вспомнить, что отечественная практика в этом смысле весьма перспективна. В 2023 году запланирован ввод в эксплуатацию уже спущенного на воду головного корабля проекта 23550 «Иван Папанин» — представителя уникального класса универсальных патрульных кораблей арктической зоны, способных выполнять функции ледокола и наносить удар по противнику ракетами «Калибр».

С Россией, по большому счету, в Арктике что-то сделать сложно, но следует всеми силами противодействовать проникновению Китая в приполярные регионы, считают многие американские аналитики.

В январе 2018 года китайские официальные лица попытались купить и значительно расширить финскую авиабазу Кемиярви для использования крупными китайскими самолетами якобы для исследований в Арктике, беспокоится Дэвид Орсвальд из Национального военного колледжа США в Вашингтоне. Тогда предложение Китая было отклонено — предположительно из-за близости аэродрома к артиллерийскому полигону Роваярви. Однако, считает эксперт, необходимо как можно скорее нейтрализовать саму возможность такой активности КНР.

Любая новая стратегия безопасности США в Арктике должна иметь три цели, считает Орсвальд: предотвращение атаки на территорию США или союзников, недопущение ослабления Китаем или Россией «существующего управления Арктикой» и «предотвращение региональной гегемонии» Китая или России.

Для достижения этих целей, считает Орсвальд, необходимо развивать военный потенциал для использования в североамериканском и европейском арктических субрегионах, а также, с учетом очевидного технологического отставания США, необходимо «убедить региональных союзников и партнеров в том, что Соединенные Штаты могут быть надежным партнером в области безопасности в регионе».

Отчасти, пишет Орсвальд, убеждение уже началось с консультаций госсекретаря США Энтони Блинкена в Дании перед встречей министров Арктического совета в мае 2021 года. Орсвальд призывает к оперативности, потому что Китай может противопоставить США эффективное «оружие».

«Действия Китая в регионе вызывают тревогу, особенно его использование инвестиций, займов и торговых сделок для оказания влияния на арктические государства или население. Любая стратегия безопасности США в Арктике должна ослаблять эти угрозы», — настаивает Орсвальд.

В плане противостояния России, уверен эксперт, нужно сосредоточить усилия для предотвращения российских «односторонних утверждений о контроле Северного морского пути» и признания российской принадлежности хребта Ломоносова.

Сколько центров силы может быть на одном полюсе?

Исходя из известных цифр, при условии реализации теоретических планов, к рубежу 2030 года Россия может подойти с ледокольным флотом из более чем 50 единиц, Китай к этому времени будет обладать как минимум тремя-четырьмя судами ледового класса. При этом не учитываются специализированные российские корабли, способные совмещать военные функции с обеспечением судоходства.

США при оптимистическом сценарии и сохранении в строю двух имеющихся ледоколов будут иметь 8 судов, и могут получить доступ к двум десяткам ледоколам объединенной коалиции лояльных приполярных стран – если раньше с ними не договорится Китай. Возможно, с учетом договоренностей в рамках AUKUS США смогут также пользоваться услугами австралийского нового и единственного ледокола Nuyina.

Возможно, своим единственным ледоколом, ранее принадлежавшим Норвегии, сможет поделиться Великобритания – ещё одно судно ледового класса, отслуживший 30 лет в составе Британской антарктической миссии ледокол «Джеймс Кларк Росс» был в августе 2021 года продан Украине.

Даже объединив усилия, коалиция США и сателлитов будет серьезно уступать российскому флоту ледоколов, хотя в чисто количественном отношении сможет превзойти Китай. Однако, вряд ли есть сомнения в том, что российская сторона будет способна оказать Китаю партнерские услуги в любых научных или коммерческих рейсах, интересующих Пекин.

Компенсировать нехватку ледоколов США намерены расширением присутствия авиации, а также привлечением частных подрядчиков для строительства инфраструктуры двойного назначения, которую можно было бы использовать для военных нужд. Спутниковые компании являются потенциально привлекательными государственными партнерами. Американские военные изучают возможности частного сектора, такие как полярные спутники связи OneWeb и Starlink. Европейское космическое агентство делает то же самое с арктическими метеорологическими спутниками.

Недавнее соглашение об использование военными США военно-морского объекта Рамсунд и авиабазы Эвенес на севере Норвегии является хорошим началом, пишет Дэвид Орсвальд. Аналогичная договоренность может быть достигнута для датских ВВС, имеющих постоянные базы в США и базы в Туле, Гренландия. Расширение взлетно-посадочной полосы и сооружений на норвежском острове Ян-Майен и реконструкция дополнительного аэродрома в Гренландии совместно с датчанами могли бы служить аналогичным целям, считает эксперт.

Наконец, Соединенные Штаты могли бы координировать существующие нишевые возможности среди арктических союзников, что является арктической версией инициативы НАТО «Объединенные силы», уверен Орсвальд.

Выводы.

Преимущество российского ледокольного флота в обозримой перспективе останется неоспоримым, что даст России технические возможности для освоения Арктики.

Комплекс военно-политических, экономических и ресурсных причин будет вынуждать Китай обращать всё большее внимание на регион Северного полюса.

Крупнейшие американские «мозговые центры» признают невозможность достижения превосходства ледокольного флота США над Россией и Китаем, настаивая на компенсации этой слабости другими средствами.

Собственные ресурсы США выглядят недостаточными для такой компенсации силами самих США, что подразумевает активные усилия по привлечению ресурсов других стран ради целей Вашингтона.

Весьма вероятны попытки давления на Россию с целью частичного или полного отказа от суверенного права на Севморпуть, а также части принадлежащего РФ океанического шельфа.

СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!! Поддержи LegendaPress пожертвованием, чтоб мы и дальше могли писать для Вас!

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru