Губит людей не пиво… — LegendaPress

Губит людей не пиво…

ВНИМАНИЕ! Эта публикация не предназначена для детей!..

И выход тоже!

А те дети, которые были детьми лет этак пятьдесят назад, могут помнить «крутилку» при игре в кошки-мышки. Когда «кошку» раскручивают под считалку (ну, например):

– Где стоишь?
– На мосту!
– Что пьёшь?
– Пиво!
– Квас! Лови мышек – нас!

Дальше «мышки» дружно разбегались в стороны. Раскрутка» была нужна для того, чтобы дезориентировать «кошку», сбить с толку вестибулярный аппарат. Иначе «кошка» могла быстро кинуться и осалить не успевшую отбежать «мышку».

По воспоминаниям авиаконструктора Олега Антонова, в начале 30-х годов похожим образом дразнил юных планеристов знаменитый лётчик Валерий Чкалов. Чтобы попробовать себя в роли лётчика-испытателя, он предлагал находящимся в зале аэроклуба ребятам встать под люстру, смотреть на неё, не отрываясь, быстро сделать вокруг себя 10 оборотов, а потом просто выйти в дверь:

…Антонов был здоровым, уверенным в себе парнем, казалось, что его плавная круговерть с прямой не собьёт. Попробовал – и выписал такую замысловатую фигуру, что самому стало смешно. После того, как «испытание» прошли все, и никто до двери толком не добрался, Чкалов встал под люстру, поднял голову, сделал 20 оборотов и твёрдым шагом направился к выходу… С тех пор Олег не раз наблюдал, как под люстрой в пустом зале украдкой крутится очередной кандидат в Чкаловы…

В общем, детская считалочка – невероятно древняя! – совершенно не зря упоминает про «пиво-квас». Потому что после «раскрутки» вестибулярный аппарат, который отвечает за ощущение положения в пространстве, за равновесие и ориентацию – становился на какое-то время похож на вестибулярный аппарат человека, хлебнувшего алкоголя!

Вы с кажете, квас – напиток безалкогольный? Это смотря что называть квасом. Если современный – тот, который продают в гипермаркетах – то да, этот напиток алкоголя не содержит. Только это… не квас. Просто искусственно ароматизированная газировка.

А те дети, которые были детьми 50 лет назад, помнят настоящий бочковой квас, за которым стояли длинные очереди с бидончиками – то сразу же скажут, что тогда квас был совсем другим. Тогда в жару после выпитой прямо тут возле бочки крышки кваса (да-да, именно крышки, от бидона!) начинала слегка кружиться голова, а перед глазами начинали плавать синие круги… Потому что «тот самый» бочковой квас мог содержать до 2 процентов самого натурального алкоголя. И кружка квасу содержала столько же этилового спирта, сколько 20 миллилитров водки… Мда…

Листайте галерею, пока не надоест! ––>

И это был «государственный» квас, стандартизированный! А уж что говорить про любимый многими «тот самый бабушкин» – в трёхлитровых банках, на кухне! Или деревенский – из погреба!

Наука безжалостна – чем дольше производится ферментация, то есть чем дольше «стоит» и бродит квас, тем больше в нём становится алкоголя. И тот самый легендарный бабушкин квас, который сейчас «эх, уже не попробовать», в зависимости от условий брожения, мог на момент розлива содержать и три, и четыре процента алкоголя, и даже больше (вплоть до двенадцати процентов, как вино)… Так что ещё вопрос – а чем этот напиток всем детям в те годы так нравился? Напоминает американский анекдот про разговор бабушки с внучкой:

– Вот в наши годы, внученька, мы не сидели в смартфонах, а гуляли на свежем воздухе, играли на гитарах, жарили барбекю…

– Бабуля, в «твои годы» в кока-колу добавляли настоящий кокаин!

И это не шутка – да, когда-то в кока-коле содержался самый настоящий кокаин. В изначальный рецепт кока-колы (его изобрёл аптекарь Джон Пембертон в 1885 году) входил самый натуральный экстракт листьев кустарника коки, то есть раствор кокаина.

Вообще со словами «пиво» и «квас» в русском языке произошло престранное явление – они умудрились за тысячу лет «поменяться смыслами». Тысячу лет назад слово «пиво» (которое происходит от слова «пить») означало просто «питьё, некий напиток». Например, в 1096 году в одной из книг о трудностях далёких путешествий писали (по-древнерусски): «Пиво морское имоущи, дивиимь былиемь къръмящися».

Что за «пиво морское» – догадались? А правильный перевод прост: «Пили морскую воду, ели дикие травы». А что такое «святое пиво», есть варианты? Ещё одна цитата из XI века: «Нарекоу тя чашоу ли пиво святого проливающоу». Догадались? Конечно, это святая вода – та самая, из церкви.

А вот «квас» по-древнерусски означало «нечто ферментированное», «перебродившее» – сравните с «квашеной капустой» или «квасным» (то есть дрожжевым) хлебом. Квас – напиток сбродивший, содержащий алкоголь.

Иоанн Златоуст (в древнерусском переводе XIV века) грозит адскими муками грешникам: «Испи смолы горящи вжидался еси в кваса место!» – «будешь вместо ожидаемого алкоголя пить горящую смолу!».

«Горе встающимъ заутра и квасъ гонящим!» – это из другой церковной поучительной книги (думаю, в переводе не нуждается).

Квасы, кстати, делали из всего – а не только из хлеба. Были квасы ягодные, яблочные, овсяные, щавельные… А слово «квасник» означало не «торговец квасом», а попросту «пьяница»: «Подобает епископоу не порочноу быти, оучительноу, не квасникоу» – то есть «подобает епископу не грешить, быть образованным и не быть пьяницей». Любопытно, не правда ли?

Напоследок – немного о мёде и вине. Слово «мёд» для древних славян и германцев означало прежде всего не тот мёд, который сейчас продают на базаре – а алкогольный напиток, который из мёда готовился. По-английски это будет «mead», по-древнескандинавски «medu», по-немецки «der Met».

И напиток это был драгоценный, священный, обрядовый, языческий! Медом скрепляли клятвы и заключали договоры, его пили из общей чаши в знак дружбы и братства, его приносили в жертву языческим богам…

Виноградное вино же в северных странах – в силу сурового климата! – делать не могли, виноград там не вызревал (он и сейчас «там» особо не вызревает). Распространение христианства на север столкнулось с важным вопросом: а как быть с таинством причастия (евхаристии)? «По букве» (то есть «по книге») оно должно происходить «хлебом и вином», но откуда взяться вину в какой-нибудь Норвегии? Или пускай даже в Ростовской земле? Везти с далёкого юга, из Греции, из Италии? Но это же очень дорого!

И ещё в те далёкие времена – больше тысячи лет назад! – христианские проповедники, подвижники, распространявшие христианство – столкнулись с проблемой. Как причащать вином новообращённых язычников, когда вина кругом на тысячи километров просто нет? И обратились с вопросами в Константинополь, в Рим – дескать, а нельзя ли в порядке исключения причащать дикие северные народы «местными напитками», прежде всего мёдом?

Ответ был категоричным: ни в коем случае! Раз в Евангелии сказано «вино», следовательно, должно быть виноградное вино.

В древнюю Русь после крещения князем Владимиром I в 988 году потянулись бесчисленные караваны – из Византии, из Италии, из южной Франции, даже из Испании – с бочками вина. Мы привыкли читать в учебниках про то, какое огромное культурное влияние оказало христианство на языческие народы, о распространении грамотности и письменности, о школьном образовании, о расцвете искусства… Всё это так, однако мало кто вспоминает о том, что византийские и другие южные виноделы и виноторговцы (в том числе многочисленные монастырские виноградники) на том самом «распространении христианства в северные земли» заработали совершенно баснословные деньги. Кхм. Да. «Дружба дружбой, а служба службой». «Это всего лишь бизнес, расслабься».

Однако «на всех» вина всё равно не хватало! Христиан становилось всё больше – а производство натурального виноградного вина дело очень непростое, и просто так резко нарастить производство такого вина не получится – даже в современных условиях, что там говорить про средневековье!

Выворачиваться из такой ситуации приходилось по-разному – скажем, на востоке, в России, где-нибудь в далёкой глуши, там, где «настоящего» вина человек иногда не видел ни разу за всю жизнь, для причастия употребляли… тот самый квас, например, яблочный! Или «вишнёвый квас» – так называемую «натуральную вишнёвку», которая готовится из одних только ягод, без добавления спирта. Мёд? Мёд было нельзя – «языческое зелье», и всё тут. А квас – можно.

Церковные власти про такое, само собой, знали, но поделать особо ничего не могли. Попробуйте доставить бочку вина из Москвы куда-нибудь в Тобольск – в санях, по грязи и снегу. И всё поймёте… Так что квас.

А на Западе? На Западе проблему причастия решили «цивилизованно»: вина не хватает на всех? Ну тогда пускай вином причащаются одни только священники. А мирянам – хватит и просто хлеба. И когда сейчас кто-то спрашивает – «а почему православные миряне причащаются и вином, и хлебом, как сказано в Евангелии, а католики – только хлебом?», ответ очень прост, «вне богословия»: обыкновенная жадность и скупердяйство.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru