Четыре депрессивных советских фильма, от которых невозможно оторваться — LegendaPress

Четыре депрессивных советских фильма, от которых невозможно оторваться

Недавно я открыла для себя мир советского кино. Раньше думала, что этот мир исчерпывается фильмами «Ирония судьбы» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Но теперь я стала осознанно выбирать для себя старые фильмы, и была приятно удивлена. Оказывается, советское кино может быть разным.

Оно может предложить совершенно иной взгляд на жизнь и людей в ту эпоху (не только «пятилетку» за три года). Приведу для примера четыре фильма, которые понравились мне самой и запомнились. Это фильмы с большой буквы, настоящие оды грусти, преисполненные меланхолии и своеобразной печальной атмосферы.

Итак,

1. Отпуск в сентябре (1979)

У главного героя фильма Виктора Зилова есть всё, что нужно для счастья. Он получил долгожданную квартиру, у него красивая жена, много друзей и добрый начальник. Но Виктору что-то «неймётся». Сам он понимает, что в глубине души он абсолютно равнодушный человек, и ему всё труднее и труднее это скрывать от окружающих.

Виктор собирает друзей на новоселье, и туда же приглашает свою бывшую девушку, с которой до конца-то и не порвал. Тогда же он узнаёт, что жена беременна, но эта новость не особо радует героя. Он понимает, что ребёнок = обязательства, и вся его натура противится этому. Новоселье проходит скомкано, бывшая девушка пытается заставить Виктора ревновать, вульгарно флиртует с начальником. Но Виктор равнодушен, его настроение испорчено, остаётся только напиваться.

Кадры из фильма — гнетущая атмосфера безысходности

От скуки и какого-то отчаяния Виктор обманывает начальника, подсовывает ему «липовый» проект, а сам начинает крутить роман с молоденькой девушкой, которая влюблена в него по уши. Жена замечает уловки мужа, уставшая от бесконечного обмана, она уходит от него. Что бы окончательно разрушить свою жизнь, Виктор приглашает друзей в ресторан, куражится и оскорбляет их там всех по очереди и остаётся один в своей полупустой квартире.

В фильме показан один серый, мрачный и дождливый день, где главный герой просыпается один в квартире и не знает куда себя деть. Он вспоминает урывками вчерашние пьяные выходки, мучается похмельем и обзванивает своих друзей, что бы хоть как-то загладить вину. За окном льёт дождь, кран течёт, день серый и унылый. Виктор собирается ехать на охоту, курит одну за одной, и от безнадёжности берёт в руки ружьё и направляет его себе в грудь…

2. Осень (1974)

Илья и Александра сбегают из большого города что бы провести семь незабываемых дней вдвоём в глухой деревне. Много лет назад в юности они любили друг друга, но их пути разошлись. Илья женился, Александра тоже пыталась устроить свою личную жизнь, но всё равно вспоминала о нём… Молодые люди встретились много лет спустя и начали всё сначала.

Пара снимает бревенчатый домик в деревне, где хозяева — сельские люди, семья. Всё у них просто и правильно: муж, жена и ребёнок. Хозяйка Дуся учит Александру женским премудростям и советует ей рожать ребёнка хотя бы «для себя». Разительно отличается жизнь образованных горожан, скованных светскими приличиями, и жителей деревенской окраины.

У «молодожёнов» отношения сложные, напряжённые. Они сгорают от страсти друг к другу, но мучаются сомнениями. Александра хотела бы, что бы Илья бросил жену и был с ней. Но в то же время она утверждает, что жить вдвоём они не смогут — быт всё разрушит. И все семь дней в тёмном деревенском домике они испытывают метания и мучают друг друга — то скандалят, то вновь мирятся и раскаиваются, клянутся друг другу в любви.

Александра надеется, что эта поездка вдали от людских глаз и большого города изменит что-то в их положении тайных любовников. Но дальше автобус, поезд, такси… От отчаяния она кричит на Илью и грозится, что не вышла бы за него замуж всё равно, не стала бы с ним жить. Пара расходится, и Александра едет к своим друзьям что бы залечить раны. А Илья возвращается в лоно семьи. Поздно ночью в доме друзей героиня вскакивает с постели, спешно одевается, едет к себе домой на такси, врывается в свою квартиру, а там…

3. Городской романс (1970)

Когда пошли первые кадры фильма, мне захотелось сначала выключить его — чёрно-белый, старый. Но что-то зацепило, и я стала смотреть дальше. Так здорово сняты заснеженные городские улицы, ночная метель, падающие с козырька здания капли. Такие молодые, красивые, не испорченные тоннами грима и ботокса лица героев! Впечатления фильм оставил самые радужные.

Женя — молодой и привлекательный врач — рентгенолог. В суматохе большого города он встречает Машу, девушка привлекает его внимание, он сразу же знакомится с ней, и закрутилось-завертелось. Маша молода и наивна, она учится в педучилище и проходит практику в детском садике. После ночёвки дома у Жени девушка сразу же перевозит к молодому человеку свои вещи. Но Женя не готов распрощаться со своей старой жизнью и свободой. Романтичные и лёгкие в начале, со временем отношения ухудшаются.

Маша наблюдает за охлаждением чувств Жени, а его частое отсутствие дома начинает её беспокоить. Девушка не стала дожидаться неприятных объяснений, она собирает вещи и покидает Женю. А он будто бы и не расстроен этим обстоятельством.

Проходит время, и молодые люди понимают, что не могут жить друг без друга. Женя разыскивает Машу и донимает её своими объяснениями. Но девушка остаётся непреклонной — она не хочет заново начинать эту историю, которая причинила ей столько боли.

Маша идёт гулять с отцом одной из её воспитанниц. Мужчина смотрит на юную воспитательницу влюблёнными глазами, он одинок и жаждет устроить свою личную жизнь. Маша вроде бы тоже благоволит к молодому мужчине, но неожиданно она вспоминает про Женю. Девушка идёт по улице и переходит на бег. Она бежит, бежит в сторону Жениного дома…

4. Ребро Адама (1990)

Четыре женщины разных поколений ютятся в одной небольшой квартире: больная парализованная бабушка, которая требует постоянного внимания, мать Нина, работающая экскурсоводом в музее, и две её взрослые дочери Лидия и Настя.

У каждой из женщин своя драма: Нина ухаживает за лежачей матерью, она была два раза замужем и родила своих дочерей от разных мужей. Тираническая бабушка не давала дочери жизни с мужьями, она требовала бесконечного послушания. Дочь Лидия связалась с женатым мужчиной, и как все в таком положении, она искренне надеется, что её предпочтут жене. Младшая дочь Настя обнаруживает, что она беременна от своего ухажёра, который не совсем тот, с которым хотелось бы связать свою жизнь.

У парализованной бабушки наступает день рождения. Нина зовёт отмечать праздник своих бывших мужей и нового ухажёра, который появился в жизни женщины совсем недавно. И на торжестве 15-летняя Настя объявляет о своей беременности. Отверженный будущий отец ребёнка колотит в дверь, требуя встречи с возлюбленной. Заседающая за праздничным столом компания в шоке от новостей и всего происходящего…

Этот фильм я не зря занесла в самый конец списка депрессивных фильмов. Нельзя назвать его совсем грустным и меланхоличным, хотя некая доля обречённости присутствует. Несмотря на это, в нём есть здоровая ирония и тонкий юмор, а концовка намекает на позитивное будущее героинь. В процессе просмотра становится ясно насколько точно название отображает суть фильма.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru