Из-за шума в Арктике киты стали громче кричать, а треска покидает ареалы обитания. Есть ли решение проблемы шумового загрязнения? — LegendaPress

Из-за шума в Арктике киты стали громче кричать, а треска покидает ареалы обитания. Есть ли решение проблемы шумового загрязнения?

Арктика представляется нам бескрайней, не тронутой человеком пустошью, покрытой снегом и населенной лишь белыми медведями

Но эта картинка далека от реальности. Загрязнение добралось и до этих мест, причем речь идет не только о пластмассах и химикатах, но и о шуме. Льда становится все меньше, поэтому здесь все чаще появляются грузовые суда грузовые суда, а производящиеся ими звуки заметно досаждают обитателям местных экосистем.

Как шум от судов вредит морским обитателям?

Проблема шумового загрязнения тревожит экологов в течение уже нескольких десятилетий. Однако до недавнего времени Северный Ледовитый океан был чем-то вроде оазиса тишины. Здесь было слишком много льда, и суда ходили южнее. Но потепление климата изменило ситуацию, и грузоперевозчики приноровились срезать путь именно через эти воды.

Шумят у кораблей не только двигатели. Работа механизмов вызывает вибрации корпуса, передающиеся наружу. Самым же громким является гребной винт. Чем выше скорость судна, тем сильнее этот гул, причем на максимуме он может быть громче рева мотоцикла. Также достойны упоминания ледоколы, которые, как легко догадаться, делают свою работу вовсе не бесшумно.

Весь этот механический шум распространяясь по океану, непосредственно воздействует на флору и фауну. Низкочастотные звуки распространяются на сотни километров, и этот гул становится неотъемлемой составляющей здешнего акустического фона. Это затрудняет общение животных – им, условно говоря, приходится «кричать», как человеку, находящемуся на рок-концерте или в ресторане.

Белухам и гренландским китам можно только посочувствовать, они привыкли находить собеседников на расстоянии в десятки или даже сотни километров. Их разговор состоит из щелчков, свиста и пульсаций, которые тоже распространяются на очень низких частотах. Такой способ коммуникации имеет огромное значение для морских млекопитающих. Если они не слышат друг друга, то не могут найти себе партнера для продолжения рода.

Ученым удалось установить, что гренландские киты сменили способ общения, дабы слышать друг друга в этом гуле – они стали кричать громче и чаще. Если фоновый шум превышает определенный порог, они замолкают – видимо, понимая, что их никто не сможет услышать.

Сообщается даже о том, что киты реже всплывают к поверхности океана, чтобы не подвергать себя воздействию этого акустического кошмара. Стоит также отметить, что многие морские обитатели воспринимают звуки и на довольно высоких частотах. Производящиеся кораблями шумы этого рода могут быть очень интенсивными, они способны вызывать стресс у животных и даже травмировать их слух.

Добавлю сюда же еще один тревожный сигнал: имеются свидетельства того, что, например, арктическая треска, не в силах выдержать слишком шумной среды, практически полностью покинула свой естественный ареал обитания. Это значит, что питающиеся ею кольчатые нерпы и белухи вынуждены искать другие источники продовольствия. Не забудем и о том, что в Арктике обитают несколько видов дельфинов, которые ищут добычу под водой с помощью эхолокации. К их числу относятся косатки. Шум, производящийся кораблями, заглушает их «щелчки» и мешает нормально питаться.

Как ученые предлагают решать проблему шумового загрязнения Арктики

Как видим, многие животные, обитающие в Арктике, охотятся, общаются и ориентируются с помощью слуха. Повышение уровня шума влияет на них самым непосредственным образом. Хуже всего то, что по мере потепления климата эта проблема будет становиться только серьезнее. По этой причине многие научные коллективы приступили к поиску её решения. Им удалось найти несколько интересных способов снижения громкости антропогенных шумов в океанских водах

Самым банальным и простым среди них кажется уменьшение скорости движения кораблей. Чем медленнее они передвигаются, тем менее шумными становятся их винты. Соответствующий вывод был сделан, в частности, канадскими исследователями, которые замеряли громкость прохождения контейнеровозов через пролив Аро. Выяснилось, что при замедлении хода всего на 5 километров в час шумность винтов падает в два раза.

Возможны и инженерные решения. Так, например, изменение формы винтов способно снизить объем образующихся пузырьков воздуха. Предложен также такой простой выход, как просверливание ряда отверстий в определенных точках на лопастях. Дыры в таких локациях снижают давление вдоль кромок, уменьшают количество пузырьков и почти не влияют на движущую силу винта.

Наиболее радикальным решением этого ряда выглядит изменение формы корпусов кораблей. Если верить результатам проведенных компьютерных симуляций, это позволит судостроителям добиться снижения уровня вибраций и уменьшения шумности. Сюда же, видимо, стоит отнести предложение об использовании поглощающих колебания пружин, которые призваны минимизировать передачу вибраций двигателя сначала на корпус судна, а затем в океан.

Как видим, решение затронутой сегодня проблемы просматривается. Однако ситуация осложняется тем, что все описанные меры по снижению шумности морских судов предпринимаются на добровольной основе. Естественно, себе в убыток. Как дела будут развиваться дальше, покажет время. Экологическое движение набирает силу и не исключено, что оно поставит под свои знамена и представителей мира капитала.

Также возможно, что бурные военно-политические процессы отодвинут беспокойства о шумовом загрязнении куда-нибудь на третий план, и о благополучии китов с косатками никто не будет вспоминать до более спокойных времен. Но, конечно, хочется надеяться, что разум все-таки победит. Это в последние годы происходит так редко…

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru