О том, как и кем была убита отечественная парфюмерная промышленность — LegendaPress

О том, как и кем была убита отечественная парфюмерная промышленность

Очень многие отрасли, которые в СССР долгие годы развивались, наши западные «друзья» убили не мытьем так катаньем.

Что-то выкупали за бесценок и уничтожали, где-то давали баснословные взятки (впрочем, это по нашим деньгам тогда были баснословные деньги, а по их понятиям примерно как бусы дикарям) и добивались законодательного переориентирования на их промышленность.

Кое-что мы загубили сами, а остальное они помогли угробить самыми разными и не всегда такими уж хитрыми способами. Расскажу сегодня, как парфюмерную промышленность целой страны прибил один картель, сработавший, что называется, в долгую.

В Российской Империи парфюмерная промышленность росла большими темпами каждый год. В стране было много местных производителей, к которым присоединились и иностранные. Во время революции все они были национализированы и по большей части развалились. Осталось только несколько французских парфюмеров, согласившихся продолжить работу за валюту.

Одеколон Кремль, фабрика Брокара, конец XIX века
Одеколон Кремль, фабрика Брокара, конец XIX века

Поэтому до 1925 года более 80% натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ ввозилось в СССР из-за границы. Со временем правительство решило, что так дальше быть не должно и стало делать шаги к улучшению ситуации. Начиная с 1940 года в СССР стали активно развивать парфюмерию, ориентируясь исключительно на местные кадры, производство и ингредиенты.

Конечно же, невозможно все ингредиенты вырабатывать у себя, многие из них сильно локализованы и могут производиться только в тех местах, где их добывают. Все, что могло расти и пахнуть в многочисленных климатических поясах СССР, стали производить на месте, а разные другие натуральные ингредиенты закупались у разных дружественных стран, коих в те времена было вполне достаточно.

Западным производителям не слишком доверяли и закупали у них только некоторые, самые редкие вещества, да и те в небольших количествах.

Из всех работавших в стране иностранцев к 1930 году остался только один — Август Мишель. Было принято решение дать ему двух учеников, Погудкина и Иванова, которые были техническими работниками парфюмерных фабрик. Иванов тем самым приобрел особый статус и стал главным и бессменным парфюмером «Новой Зари».

Парфюмер Август Мишель, создатель "Красной Москвы" и "Кремля".
Парфюмер Август Мишель, создатель «Красной Москвы» и «Кремля».

Одним из самых известных ароматов, созданных в то время, была, конечно, «Красная Москва». По официальной версии, состав духов был создан лучшими «носами» советской парфюмерной фабрики «Новая Заря». А секрет формулы (полный купаж) советской «Красной Москвы» до сих пор хранится в тайне представителями парфюмерного концерна «Новая Заря».

Однако знающие люди утверждают, что настоящий автор этого аромата — тот самый Август Мишель, создавший его в 1913 году к 300-летию дома Романовых для императрицы Марии Фёдоровны. А Иванов всего лишь дал этому аромату новое название и новую жизнь.

Сам Иванов был уже в возрасте и профессионально очень быстро и полностью выгорел. Но так как он был практически единственным и заслуженным, категорически не хотел уходить на пенсию, а отправить его туда никто не решался. Да и некому было тогда оценивать его таланты, т.к. специалистов толком не было. Время шло, но ничего толкового и нового создать в «Новой заре» никак не могли.

Советские духи Кремль, 1950-е годы. Что-то напоминают, правда?
Советские духи Кремль, 1950-е годы. Что-то напоминают, правда?

И вот тут хитрые западные «доброжелатели» и почуяли слабину. Заявились они к Иванову и стали его всячески соблазнять. Дескать, такой великий талант как Вы должен уже дать стране эксклюзивный аромат, а вот у нас есть очень хорошая композиция, уже готовая. Вы ее разбавите слабо пахнущими вашими ингредиентами (чисто для приличия, чтобы не сказали, что это не родное — советское) и будут у вас новые духи. Состав этой субстанции секретен, поэтому мы его вам сказать не можем, но вы только попробуйте, никто же не неволит. Тем более, этой субстанции нужно совсем немного, остальное все сможете производить самостоятельно, на родных советских заводах.

Иванов, конечно, попробовал и получил мгновенный успех. Аромат был очень необычный, новый для советского потребителя и народ на него велся, как на дудочку крысолова.

Огонек № 40 1964 г.
Огонек № 40 1964 г.

Уже через 10 лет почти все советские духи содержали как минимум 10% этой иностранной композиции, заменить которую было невозможно. А еще через пару десятков лет ни один производитель российских духов напрочь уже не помнил отечественные формулы. Они просто ушли за ненадобностью.

Подарочный набор Кармен, 1950-1960 годы
Подарочный набор Кармен, 1950-1960 годы

К концу 80-х годов из своих духов осталась реликтовая «Красная Москва», которую помнили еще наши бабушки, и, может, пара-другая таких же динозавров, на которые никто давно уже и смотреть не хотел.

И тут ловушка и захлопнулась. В начале 1990-х годов иностранцы просто взяли и перестали поставлять в Россию свой секретный ингредиент. Все разом сдохло. Была промышленность, и нет ее. Вроде ингредиент-то плевый, занимал всего 5-10% от всей формулы, но без него духов-то уже нет! И заменить его нечем.

Остановившиеся фабрики стали никому не нужны, западные «партнеры» скупили их за бесценок. Для начала они нашли и полностью уничтожили архивы с формулами на всех заводах, а потом переориентировали производства только для разбавления их концентратов.

Считается, что на сегодняшний день в мире есть не более 600 человек, которые могут ручками создать новую формулу каких-то духов. А абсолютно весь мировой рынок контролирует картель из всего шести крупных транснациональных компаний. И если где-то кто-то пытается создать что-то свое, то любыми методами эти потуги сводятся на нет.

В частности, существует некий «независимый» исследовательский институт, называемый IFRA, финансируемый, по невероятному совпадению, этими самыми корпорациями. Если хоть что-то производится вне нужной группы организаций, этот институт сразу проводит исследования и объявляет, что эти вот ингредиенты на самом деле жутко вредные, канцерогенные и пользоваться ими ни в коем случае нельзя.

А можно пользоваться только заменителями, которые производятся где? Не маленькие, сами понимаете. Кто бы знал, сколько гениальных людей этот «институт» погубил и сколько прекрасных ароматов либо исчезло, либо было ими похищено в связи с окончанием лицензий и все такое прочее!

Самое забавное, что когда вы видите в магазине духи какого-либо бренда, типа «Том Форд» или «Живанши», неважно, знайте, что большая часть брендов парфюмерии вообще никак не контролируют процесс выпуска своих собственных духов и понятия не имеет, что реально содержится в их формулах. Подавляющее большинство этих ароматов созданы безымянными техническими работниками крупных корпораций, которым эти формулы и принадлежат.

Ну а российская парфюмерная промышленность точно так же бесславно пала много лет тому назад и от этого удара не оправилась до сих пор.

Приведу довольно свежую цитату: «На нынешнем этапе истории говорить о российской парфюмерной промышленности как о многопрофильной отрасли преждевременно, хотя есть предпосылки для ее восстановления. Большое влияние на отрасль влияет импорт, который определяет ценовую политику».

Вот такая очень грустная история. На Луну полетели, а парфюмерию пока завести так и не смогли. Монополия однако!

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru