Воспитать по Макаренко. Как легендарный педагог создал свою систему и перевоспитывал трудных подростков — LegendaPress

Воспитать по Макаренко. Как легендарный педагог создал свою систему и перевоспитывал трудных подростков

Споры вокруг уникального метода перевоспитания подростков по Макаренко не утихают и в наши дни.

Одни исследователи считают Макаренко жестким учителем, державшим воспитанников на «короткой цепи», другие говорят, что он – гений, который смог найти единственно правильную тактику общения с трудными детьми. А почему он сам стал педагогом и как создал свою методику? Для чего?

А. С. Макаренко (1888-1939)

Травля сверстниками и утешение в объятиях жены священника

В семье железнодорожного рабочего родился сын Антон. Он рос слабеньким и часто болел, отец приучал его к чтению, так как сам обожал читать. Маленького Антона часто обзывали ребятишки, так как у мальчика всегда был красный нос, распухавший в холодное время года и очки. Он стал нелюдимым замкнутым. А то, что мальчик хорошо учился, совсем не добавляло ему популярности среди сверстников.

К 17 годам Антону уже настолько надоели придирки и издевательства сорванцов, что он решил покончить с жизнью. Однако от этого шага парня удержал местный священник, который проводил с ним беседы, убеждал, что все в жизни наладится, стал ему близким другом. И посоветовал поговорить со своей женой – Елизавету все считали доброй и понимающей женщиной.

И зря. Для самого священника. Попадья Елизавета часто ходила к юному Антону, увещевала его, успокаивала. И в один прекрасный день осталась с парнем на 8 лет младше, забыв, что она жена священнослужителя. Был ужасный скандал, отец выгнал Антона из дома. Они стали жить вместе, однако по закону она все равно считалась супругой священника. Антон был влюбчивым мужчиной, часто посматривал на других женщин, но Елизавета все ему прощала.

Антон в детские годы

Критика от Горького

После школы Макаренко отучился год на педагогических курсах, а потом сам стал заниматься преподаванием. Они с Елизаветой продолжали жить в городе Крюкове. Макаренко устроился в местную школу, учил детей русскому языку, черчению и рисованию. Но, понимая, что не обладает достаточным уровнем знаний, Антон поступил в учительский институт г. Полтавы.

Как раз в те годы он почувствовал, что имеет талант к писательству. Стал сочинять небольшие рассказы. И как-то решился один отослать Максиму Горькому. Писатель редко кому отвечал, а тут накатал сокрушительный ответ, где раскритиковал весь рассказ и заявил, что из Макаренко писатель никудышный.

Конечно, Антон расстроился. Да так, что потом больше не писал ничего целых 13 лет. Правда, это не помешало ему сдружиться с писателем, и он даже назвал в честь Горького свою школу-колонию. Именно про эту школу была написана знаменитая «Педагогическая поэма».

Макаренко и Горький

Колония для босяков

Сожительница Макаренко тоже стала преподавать, закончив курсы. Она смогла стать ценным работником, поэтому Елизавете предложили должность директора колонии для беспризорников. Таких детей после Первой мировой и революции стало много, и власти решили их контролировать. Однако Елизавета уступила это место Антону Макаренко.

Колония была организована в маленьком селе под Полтавой. Антон Семенович активно взялся за дело, и в колонию стали съезжаться подростки с запятнанным прошлым. Педагог пришел в шок от того, что предстало перед его глазами в первые дни. С этими беспризорниками было трудно справиться, для них не было авторитетов, они даже угрожали молоденькому директору.

И пока он размышлял о системе воспитания, юные хулиганы стали грабить в соседних деревнях, брали все без спросу, хамили, дрались между собой и учиться, разумеется, не собирались. На работу в колонию педагоги идти не хотели, все боялись этих босяков.

В детской колонии Макаренко — чтение

Система воспитания и трудности

В итоге Макаренко поделил ребят группами, в каждой сбалансировав «плохих» и «хороших» детей. Он постоянно им твердил, что теперь колония для них дом, они могут делать что хотят, и все, что будет происходить здесь – полностью зависит от них. Если они будут ломать мебель и выбивать окна – никто не отремонтирует и не вставит новые. Если порвут одежду в драках – станут мерзнуть, новой никто не даст. Откажутся от ухода за огородом и животными – им просто нечего будет приготовить, чтобы поесть.

Макаренко настаивал, что педагоги – это помощники, а не враги. У них коллектив, где каждый уважает друг друга и заботится о соседе. Ребята должны были соблюдать всего 4 принципа: ощущение дома, уважение, дисциплина и труд. И если воспитанники научатся жить среди общества, то они могут подружиться с жителями деревни, вместе гулять на праздниках и даже устраивать театральные представления.

После того, как педагог видел, что коллектив становился сплоченным, Макаренко доверял подросткам управление. Ребята начинали отвечать за ключевые процессы жизни, и обращались к учителям, если только сами не справлялись. Так они росли в личностном плане и становились самостоятельными.

Каждый день начинался с «ритуалов»: гигиена, еда, правила поведения и быта, учеба. Они жили комфортно, но при этом не нарушали личные границы других детей. Основа системы Макаренко – это труд, в котором был виден его результат. Подростки должны были знать, ради чего работают: им объяснялась польза и мотивация (например, делали запчасти для машин – польза, и получали деньги за это – мотивация).

Спустя какое-то время у педагога получился большой конфликт, он наказал ученика в ответ за хамство. И Макаренко чуть не уволили. Вмешался Горький, обустроив отъезд Антона Семеновича в колонию под Харьковом, куда потом перебралась большая часть учеников и учителей. Именно про эту школу потом писали во всех педагогических учебниках.

Макаренко с беспризорниками

Известность и постоянная критика

Как педагог, Макаренко стал известным благодаря Харьковской школе. Его много критиковали, но и подражали. Потом сместили с должности, и Макаренко опять уехал в другую коммуну, где обустроил жизнь, обучение и труд новых воспитанников. Там беспризорники научились делать фотоаппараты «ФЭД».

Его воспитанники стали получать хорошие деньги за свой труд, даже путешествовали по стране. Однако Макаренко «уволили», и зарплата беспризорников стала в разы меньше с новым руководством.

Одна часть идей педагога применялась, а другую часть считали чуждой советской власти. Макаренко всегда был в опале и ежедневно жил под угрозой ареста, ну как и многие в то время. Еще у педагога имелся семейный секрет, о котором мало кто знал: брат Семена – Виталий, сражался в Гражданскую на стороне белых и потом эмигрировал.

Макаренко тщательно скрывал эту информацию, не поддерживал общения с братом. Но вот его жену, оставшуюся в России, не оставлял – помогал ей, а племянницу Олимпиаду сделал приемной дочерью. Вы знаете, наверное, Екатерину Васильеву, знаменитую советскую актрису? Она доводится внучатой племянницей Антону Семеновичу, то есть дочкой той самой Олимпиады.

Антон Макаренко с Галиной Сталько

От Елизаветы Антон ушел, прожив с ней 20 лет, хотя говорили, что это был брак по переписке, что они никогда не жили вместе, даже находясь в одном городе. Однако доподлинно сейчас судить трудно. Он официально женился на Галине Сталько, усыновил ее ребенка, но своих детей педагогу так и не довелось вырастить.

Зато он «усыновил» сотни и сотни беспризорников, дав им надежду на нормальную жизнь, обучив и устроив. Правила и системы Макаренко изучают в школах и институтах, применяют в трудовых коллективах, и сегодня даже берут за основу в управлении крупными корпорациями.

СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!! Поддержи LegendaPress пожертвованием, чтоб мы и дальше могли писать для Вас!

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru