Ждал, пока девочка вырастет. Бурная личная жизнь, неоднозначный характер Ильи Репина и его картины — LegendaPress

Ждал, пока девочка вырастет. Бурная личная жизнь, неоднозначный характер Ильи Репина и его картины

Илья Репин (1844–1930) — русский художник-передвижник, один из величайших мастеров жизнеописания русского народа

На своих эпических полотнах изобразил Русь во всём её многообразии, не приукрашивая действительность, а заостряя внимание на различных проблемах общества. Подобный подход как раз и отличает его лучшие картины: «Бурлаки на Волге», «Крёстный ход в Курской губернии», «Не ждали» и другие. Писал Репин и исторические полотна, знакомые всем ещё со школьной скамьи.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

В своих картинах он часто показывал персонажей в момент их пикового душевного напряжения, и оно было отображено с большой психологической точностью. А ещё Репин как истинный передвижник был актуален для своего времени, писал реальную жизнь и реальные проблемы. Не всем это нравилось, но и поклонников его картин было немало.

Крёстный ход в Курской губернии
Крёстный ход в Курской губернии

Ещё при жизни художника он был признан гением, хотя сам Репин от подобного суждения о своей особе отказывался, называя себя «заурядным художником». Мягкий и покладистый в быту, всегда готовый пойти на уступки, Репин, когда дело касалось искусства, приходил в неистовство. Он мог смириться со многим, касающимся его самого, но за живопись готов был бороться с оппонентами до последнего.

О великом русском художнике Илье Репине мы и поговорим в этой статье.

Илья Репин. Автопортрет.
Илья Репин. Автопортрет.

Впервые краски и кисть Илюше попали, когда тому было 7 лет. Он начал рисовать и позабыл обо всё на свете, лишь бы не прерываться от этого волшебного действа. В итоге от усталости у него пошла кровь из носа, которую не могли остановить несколько дней. Родители даже думали, что он не выживет, но слава богу, всё обошлось.

И в этом случае весь Репин — человек увлекающийся, не знающий меры, когда дело касалось живописи. Как-то он повздорил с ещё одним неистовым художником — Архипом Куинджи, запустил в него чернильницей. А в разговорах с друзьями он любое явление преувеличивал до крайности, в письмах от обилия восклицательных знаков рябило в глазах.

В детстве Илюшу отдали на обучение к иконописцу — вдруг толк будет, раз так рисовать любит и вскоре слава о талантливом юноше разнеслась по всей округе. На поездку в Петербургскую Академию художеств деньги собирали всем миром. Но вот в Академии его работы раскритиковали напрочь и отправили восвояси. Удар по собственному самолюбию был велик, но уже тогда у Репина были свои поклонники — художник Фёдор Прянишников согласился оплатить обучение в статусе вольнослушателя. Впрочем, Репин все замечания учёл, вскоре сдал экзамен и стал учиться наравне со всеми бесплатно.

Учился Репин жадно и старательно. В итоге он закончил академию в числе лучших учеников, получил большую золотую медаль и пансионерскую поездку на 6 лет в Европу. Но ехать туда не спешил — его захватила работа над эпическим полотном «Бурлаки на Волге» и, понятно дело, написать его можно было только в России. 

Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге

Эта картина была очень успешной, хотя консервативно настроенные критики её нещадно ругали. Зато либералы и прогрессивная общественность хвалили. Впрочем, примерно так было со всеми социальными картинами Репина — они нравились далеко не всем, но всегда привлекали внимание и не оставляли никого равнодушным.

Женившись на Вере Шевцовой, Репин уехал в Европу. Знакомился с европейскими произведениями искусства и писал свои полотна, например, знаменитое «Садко» и менее известную «Негритянку».

Садко
Садко

А ещё Репин легко мог менять свои взгляды, причём совершенно искренне. В итоге его считали своим не только передвижники, но и представители художественного объединения «Мир искусства» и даже академисты. Он не был «предателем», просто многосторонним человеком, как истинный гений не заклинился на одной теме, благо таланта хватало и на социальное изображение действительности в духе передвижников, и на исторические полотна, и на портреты.

Негритянка
Негритянка

Портреты Репина отличается глубоким психологизмом, Репин мог написать всю внутреннюю сущность человека, все его душевные порывы, но при этом он должен был «полюбить» его. Однако в случае с портретами дам кавычки можно и опустить — в них Репин влюблялся охотно и горячо, не особенно заботясь о мнении общества. Так-то в этом отношении его жене можно только посочувствовать.

Портрет артистки Беллы Горской
Портрет артистки Беллы Горской

Репин, будучи преподавателем Академии художеств, воспитал немало талантливых художников, например, Николая Фешина, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина и других.

Революция 1917 года не стала для Репина точкой разделяющую жизнь до и после, как, к примеру, для Константина Коровина или Зинаиды Серебряковой. Он продолжил жить в своём имении «Пенаты» в финском городе Куоккале и возвращаться в России не спешил, хотя Советская власть звала знаменитого художника обратно. Сталин даже организовал целую делегацию, которая должна была уговорить Репина, объявленного в СССР живым классиком, вернуться, художник её принял, но от предложения отказался, хотя очень тосковал по своей родине. Однако слишком уж неоднозначные слухи ходили о жизни в СССР, Репин боялся не за себя, а за своих близких, где гарантия, что ситуация не переменится и вчерашний любимец не отправится в места не столь отдалённые?

Не ждали
Не ждали

Личная жизнь Репина была несколько своеобразной, но вполне в его духе. Ещё учась в Академии художеств он часто ходил в гости к своему товарищу — Александру Шевцову. У того была сестра — девушка на выданье Соня, ровесница Ильи и все понимающе кивали, узнавая про эти походы в гости: «вот сейчас Илья Репин сделает Соне предложение». Но годы шли, а предложения всё не было. Просто Соня Илью Репина не очень-то интересовала, ему нравилась младшая сестра Александра — Вера, которой на момент знакомства было всего лишь 9 лет. Репин решил подождать, а пока писал её портреты, например, в шестнадцатилетнем возрасте.

Портрет Верочки Шевцовой.
Портрет Верочки Шевцовой.

Наконец, в 1872 году он женился на ненаглядной Верочке. Вместе они прожили 15 лет, но вряд ли их брак, несмотря на четверых воспитанных детей можно назвать удачным. Репин, из-за своей влюбчивой натуры постоянно изменял жене, да и они были слишком разными — он известный художник, человек очень образованный, а она — любящая тихую, семейную жизнь, не шибко грамотная домохозяйка.

Вторая жена Репина — женщина совершенно иного склада. Суфражистка, общественница, вегетарианка, уже повидавшая мир и побывавшая в США Наталья Нордман. Поначалу они друг другу совершенно не понравились, и Репин просил княгиню Марию Тенишеву, портрет которой он писал, больше «вот эту не приводить с собой». Но потом между Репиным и Нордман возникла настоящая страсть. Репин купил для неё землю в финской Куоккале, где Нордман и обустроила знаменитые «Пенаты», так, как представляла она себе идеальное жилище для художника.

Портрет Натальи Нордман.
Портрет Натальи Нордман.

В русской прессе над новой женой Репина смеялись, называли «глуповатой пустышкой, решившей пригреться возле знаменитого и обеспеченного живописца», но это было совсем не так. Её взгляды просто опередили своё время, а в жизни с Ильёй Репиным деньги художника интересовали Наталью в последнюю очередь, не случайно, она просила после своей смерти переписать «Пенаты» на имя Репина, чтобы организовать там его музей.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru