Почему советским ядерщикам было запрещено водить машину и летать на самолетах? — LegendaPress

Почему советским ядерщикам было запрещено водить машину и летать на самолетах?

После окончания Второй мировой сразу же началась эра Холодной войны. И решающим фактором в ней была гонка ядерного вооружения.

США и СССР старались стать лидерами в освоении как мирного атома, так и оружия на его основе.

В СССР те ученые, которые работали над проектом создания советских атомных бомб, оказались на особом положении. Для них действовало множество запретов, которые сегодня кажутся достаточно странными.

Почему ядерщикам в 1948 году запретили водить машины и летать на самолетах?

Чем были вызваны странные требования и ограничения?

Секретный атом

Работа над советскими атомными бомбами и исследованиями мирного атома были строго засекречены. Многие документы не публикуются и сегодня. Но часть информации в последние годы лишилась статуса закрытой. В том числе стало известно о странных запретах для участников атомного проекта.

Закрытый город Североморск

Ядерщикам, с одной стороны, в СССР старались создать лучшие условия, они были на привилегированном положении.

Но их свобода была строго регламентирована.

Для многих ядерщиков местом жительства и работы стали закрытые города, въезд и выезд из которых ограничивались.

Лишь единицы из ученых могли бывать на конференциях в других странах, даже социалистических. Большинство же были не выездными. Запрет на путешествия заграницу накладывался также на жен и детей.

Контакты и переписка ядерщика строго отслеживались.

Но даже на этом фоне некоторые запреты кажутся странными.

Уголовное дело за вождение

Недавно был рассекречен приказ 1948 года, в котором Берия строго запрещал ядерщикам садиться за руль. Приказ касался работников так называемой Лаборатории 2 – закрытого исследовательского центра во главе с Игорем Курчатовым.

Лаборатория в Курчатовском институте

Даже если у ученого были права, водить ему было не положено. Своими машинами тогда практически никто из ядерщиков не владел. Но закрытые города и спецподразделение по работе над атомным проектом достаточно щедро обеспечивались автомобилями, в том числе – импортными.

Приказ запрещал ядерщикам садиться за руль служебных машин. Возить их должны были только профессиональные шоферы.

Водителей официально уведомляли, что если они пустят ядерщика за руль, то против них будет возбуждено дело.

Атомные вагоны

Второй странный запрет касался поездок по стране. Ядерщикам существенно ограничивали возможность летать на самолетах. Даже если для полета существовала серьезная служебная необходимость, исключалось нахождение двух или более участников атомного проекта в одном самолете.

Ядерщики на дальние расстояния должны были ездить строго по железной дороге.

Пустой вагон

Если планировалась служебная поездка в командировку, то ядерщиков отправляли специальным вагоном, в котором не было других пассажиров.

С чем же были связаны такие запреты?

Неужели власть боялась, что ядерщики угонят самолет или попытаются пересечь границу на служебном автомобиле?

Золотые мозги

Причиной таких странных запретов стали случаи с ядерщиками Львом Арцимовичем и Игорем Панасюком.

Лев Андреевич Арцимович

Панасюк пострадал при поездке в районе закрытого города База-10, которая сегодня стала Озерском. Официально машиной управлял служебный водитель. Но ходили слухи, что Панасюк упросил пустить его за руль Виллиса. В результате — попал в аварию и сильно пострадал.

Арцимович также попал в ДТП за рулем служебной машины. Он не получил увечий, но это и вызвало реакцию в форме приказа Берии.

Власти понимали, что потеря даже одного участника атомного проекта отбросит СССР в ядерной гонке назад. Физики – атомщики нужны были живыми и здоровыми, что и привело к ограничению их свободы передвижения.

СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!! Поддержи LegendaPress пожертвованием, чтоб мы и дальше могли писать для Вас!

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru