Виртуальный тур по царскому дворцу. Царские покои во дворце XVII века — LegendaPress

Виртуальный тур по царскому дворцу. Царские покои во дворце XVII века

Предлагаем совершить виртуальный тур по царскому дворцу XVII века.

Личные покои членов царской семьи до конца XVII столетия были деревянными и поэтому не сохранились до наших дней. Только в 1686 году по приказу царевны Софьи на женской половине дворца были построены каменные хоромы.

Обычно жилые покои состояли из трёх-четырёх комнат с отдельным крыльцом и были связаны переходами с другими дворцовыми помещениями. Как они выглядели, можно понять по сохранившимся описаниям царских дворцов в Коломенском и Измайлове или реконструировать на примере Теремного дворца в Кремле. Он возводился в 1635‒1636 годах для малолетних сыновей царя Михаила Фёдоровича, но в результате использовался самим государем как парадные хоромы.

Теремной дворец Московского Кремля

Теремной дворец высотой в пять этажей когда-то был самым высоким жилым зданием в Москве. На первых трех этажах располагались служебные помещения, в том числе придворные мастерские палаты и царская мыльня (баня). На четвёртый, парадный, этаж вело отдельное крыльцо, далее были расположены четыре комнаты, часовня и лестница, ведущая на пятый этаж.

Литография. «Вид на Верхоспасский собор и Теремной дворец» (с северной стороны). Франция. 1840-е гг.

У каждой палаты было свое предназначение. Первая палата — Передняя, здесь принимали гостей, объявляли о царских наградах и опалах. В ней бояре ожидали появления царя. Во второй палате — Крестовой — царь совещался с боярами. В XVIII‒XIX веках такую комнату для собраний стали называть гостиной. Третье помещение — Государева комната — кабинет царя, в котором он читал поданные ему прошения и работал за письменным столом. Иногда царь Алексей Михайлович давал здесь обеды для приближённых, поэтому рядом располагалась буфетная. Последняя комната — парадная опочивальня, которая соединялась с часовней. Таким образом, царские покои состояли из четырёх больших комнат, нескольких маленьких помещений, лестниц и коридора.

Интерьер Теремного дворца в Московском Кремле.

Покои царицы во всех дворцах были устроены примерно так же, только всеми делами на её половине занимались боярыни. Документальные свидетельства сохранили Интерьер Престольной палаты Теремного дворца в Московском Кремле описания палат государыни. Например, в путевом дворце Ивана Грозного в Коломне (1577 год): «Хоромы царицы и великой княгини на двух подклетах. Передняя 3 с половиной сажени, комната 3 сажени, против них повалуша 3 сажени на подклети. Сени 3 с половиной сажени, меж комнаты и столчаковы избы сени 2 сажени. Изба столчакова 2 сажени. От царицыных хором переходы к бане 15 сажен, баня 3 сажени. Сени 3 сажени, крыльцо 1 сажень, поварня подогрельная 2 сажени». Таким образом, половина царицы состояла из трёх комнат, трёх сеней, туалета, бани и буфета, где разогревали еду. Эти хоромы имели отдельное крыльцо и были связаны переходами с другими частями дворца.

Шадурский, «Интерьер Теремного дворца», Россия, Ф. Дрегер и Ко, середина XIX века

В летнем дворце Алексея Михайловича в Коломенском «к комнатам государыни царицы» вело «крыльцо двоевсходное, с крыльца в сени двери столярного дела, в сенях 7 окошек, в них окончины слюденые. В переднюю комнату дверь створчатая столярная расписана красками. Печь ценинная круглая, лавки со опушки, стол сосновой, постав расписан красками. В другую комнату дверь обита сукном красным. В третью комнату дверь столярная». Далее находились проходные сени к отхожей комнате, «сени что пред мыльнею» и «сенцы в переходы, что ходят к церкви». На втором этаже размещались сени, светлица и большой чердак (неотапливаемая комната).

Богатый терем. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670. Никифор и Семён Кузьмины

Все комнаты дворца были богато расписаны, украшены резными подоконниками, а окна были из слюды или цветного стекла. Привозное оконное стекло было очень дорогим, поэтому даже в царском дворце использовалось не везде, чаще встречались оконницы из природного материала — слюды. Занавесок на окнах в те времена не было, но широко были распространены завесы на дверях, которые играли роль ширм, разделяя большое помещение на части. Паркета до времен Петра I на Руси тоже не знали, во всех комнатах пол из деревянных досок или дубовых шашек застилали дорогими коврами или покрывали сукном. Двери и оконные ставни часто обивали тканью.

Дворцовые помещения обогревали украшенными изразцами печами, которые топились с нижнего этажа, так что наверх поднимался только тёплый воздух. Освещали покои настенные подсвечники и люстры европейской работы, но также часто использовали разные масляные лампы и светильники, потому что восковые свечи стоили дорого и даже во дворце употреблялись не везде. Обязательную часть убранства любой комнаты составляли иконы, которые помещали не только в красном углу, но над дверями и окнами.

Подсвечник. Польша, третья четверть XVII в. Высота: 28,5 см; диаметр: 20 см.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru