Трансамазонское шоссе. Крупнейший провал Латинской Америки и худшая дорога в мире — LegendaPress

Трансамазонское шоссе. Крупнейший провал Латинской Америки и худшая дорога в мире

Прокладывать дороги посреди джунглей — занятие неблагодарное, особенно когда у тебя переходная демократия со склонностью к коррупции и периодическими авторитарными эксцессами.

Примеров тому множество, но самый яркий и наглядный — его можно разглядеть даже из космоса (в телескоп, разумеется) — Трансамазонское шоссе.

Трансамазонская дорога
Трансамазонская дорога

Это дорога в 5000 км, которая проходит через сердце лесов Амазонии, пересекая Бразилию поперёк — от Жоао Пессоа на побережье и до горняцких посёлков в северо-восточной части, поблизости от бразильско-перуанской границы.

Некогда это была амбициознейшая из существовавших когда-либо программ социально-экономического развития. Ну, кроме Транссиба и Норильска, пожалуй. Планы были колоссальными, ресурсы, затраченные на стройку — не сравнимыми ни с чем!

Но и провал тоже получился на зависть всем.

Великие планы Медичи

Медичи — средневековый дом флорентийской торговой аристократии, с переменным успехом правивший этим городом почти три столетия. Пару раз им удавалось назначить своих представителей на папский трон, и дважды пристроить девиц на французский трон (в разные годы Францией правили две Медичи, Екатерина и Мария, а престол Святого Петра занимали два Льва — X и XI, и Климент под номером «7» и Пий IV).

Мария де Медичи Королева Франции
Мария де Медичи Королева Франции

Члены этой семьи прославились интригами и военными походами, финансовыми и политическими авантюрами и несбыточными фантазиями. А также — колоссальными проектами.

В 1970 году другой Медичи — не имевший, насколько известно, кровных связей с итальянскими феодалами, купцами и меценатами — тоже грезил большими проектами. Он был военным диктатором Бразильской Федерации.

Екатерина Медичи Королева
Екатерина Медичи Королева

В начале 70-х, объезжая страну, он заглянул на северо-восток, где бедные крестьяне с переменным успехом боролись с последствиями крупнейшей за несколько десятилетий засухи. В столицу он вернулся полным решимости изменить положение.

Вот только как?

Наиболее очевидным сценарием была аграрная реформа, но как раз её генерал провести и не мог. Всё дело в том, что военная хунта, благодаря которой он оказался у кормила власти, уже успела распределить все наиболее лакомые кусочки земли между собой и своими патронами из числа крупных аристократов.

Никто из них не горел желанием вновь проводить передел собственности и перераспределять часть земель в пользу беднейших слоёв населения. Генерал понимал, что, если он хотя бы даже полусловом заикнётся об этому, на следующий день его в лучшем случае поставят к стенке, а в худшем — применят свойственную латиноамериканским странам изобретательность и найдут способ лишить жизни с особой, выдающейся жестокостью.

Другой сценарий был — переместить с места на место бедных. Ведь где-то же в Бразилии осталась свободная земля? Осталась. А добраться до неё — да, было непросто. Следовало проложить дорогу, и генерал Медичи, не опорочив славного имени, взялся за дело.

Мегапроект столетия

Генерал и его коллеги пришли к выводу, что новая дорога позволит не только переселить людей из густозаселённых северных территорий, страдающих к тому же от нехватки воды, но ещё и обеспечит их возможностями для свободного труда и новыми домами.

Власти сочли, что уже к началу 80-х в этих местах поселятся до десяти миллионов жителей. По плану каждый переселенец мог бы рассчитывать на 250 акров земли, зарплату за полгода и льготные аграрные кредиты, взамен требовалось селиться вдоль шоссе и вырубать окрестные леса, подсечно-огневым земледелием преобразовывая джунгли в пахотные земли.

Таким образом предполагалось решить ещё одну проблему — продовольственную. Освобождённые от лесов плодородные земли, удобренные, кроме того, пережжёнными корнями и стволами деревьев, можно было засеять масличными культурами и рисом, кукурузой и пшеницей; это не только бы позволило решить проблему с нехваткой продовольствия, но и наладить экспортные поставки.

Со временем на освобождённых почвах можно было также выращивать фрукты, перец, кофе и какао, словом — любые необходимые культуры.

Времена были простые и хищные, поэтому экологических экспертиз никто даже и не думал делать. Проект стартовал без оглядки на необходимость охранять хрупкую экосистему Амазонии от посягательств человека.

В процессе прокладки дороги выяснилось несколько неприятных фактов. Например, что местные почвы состоят из осадочных отложений, что делает полотно дороги крайне нестабильным и зависимым от погодных условий.

Стоит пройти хорошему ливню — и дорога становится непроходимой. В среднем ей нельзя пользоваться до 5 до 7 месяцев в году, и всё это время поселенцы в наиболее удалённых районах были напрочь отрезаны от цивилизации.

Трансамазонская магистраль
Трансамазонская магистраль

Полбеды, что их нельзя было снабжать. Хуже того — собранный урожай отчасти гнил на корню, отчасти в амбарах. Вдобавок урожая было не так много, как хотелось бы, ведь плодородным осадочный чехол был лишь в верхней части; после того, как почвы исчерпали запас полезных веществ, плодородность заметно упала. Наконец, разрушение корневой системы и эрозия вызвали пересыхание почв, что открыло дорогу пыльным бурям.

Инвестиции в расходы будущих поколений

Кроме проблем экономического и социального свойства появились экологические, причём требующие долгосрочных инвестиций. Вскоре после начала стройки вслед за отсыпкой полотна в западные регионы потянулись лесорубы; заготовка достигла прежде невиданных масштабов. После этого пришли фермеры-скотоводы и золотопромышленники.

Трансамазонская магистраль
Трансамазонская магистраль

И первые, и вторые вырубают, а когда возможно — ещё и выжигают леса, а затем и поля, что увеличивает прирост травы, необходимой для организации пастбищ.

Недостаток такой системы в быстром исчерпании плодородного слоя почвы: когда пахать и жечь становится бессмысленно, скотоводы бросают участок и переходят дальше, оставляя после себя бесплодную пустыню. Каждый год под вырубку таким образом уходили несколько десятков тысяч квадратных километров ценных лесов.

Это продолжалось до лета 1974 года, когда власти приняли решение остановить прокладку дороги. К этому моменту в новые районы перебрались 20 000 семей, но и в их отношении власти свои обязательства не исполнили: ни поддержки, ни прокладки местных дорог — ничего сделано не было.

Трансамазонская магистраль на карте
Трансамазонская магистраль на карте

Более того, асфальтовым покрытием укатали самое большое 300-400 км из 5 тысяч: по большей части там простой грунт, изредка засыпанный некрупным гравием. Начинаются дожди, и дорогу размывает до непроходимого состояния.

Собственно, это и шоссе-то можно назвать только из вежливости…

Тем не менее, бразильские власти время от времени возвращаются к теме стройки. Тут и там километры дороги получают твёрдое покрытие, ведётся работа и по полноценному строительству — с отсыпкой гравием и песком, сооружением водоотводов — но сроки, в которые дорога будет построена, равно как и необходимый для этого объём средств, не поддаются исчислению даже в отдалённом приближении.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru