Десять лучших детективных романов по версии Джона Диксона Карра — LegendaPress

Десять лучших детективных романов по версии Джона Диксона Карра

В 1947 году под редакторством Джона Диксона Карра должна была выйти в свет уникальная книга сборник

Но не рассказов, как обычно, а целых романов, а название у антологии должно было быть простое — «Десять лучших детективных романов». Но книга так и не вышла. Причина банальная — три издателя, которым принадлежали оригинальные права на три из десяти романов, не дали свое согласие. Без объяснения причин. «Лучшие семь романов» делать было бессмысленно. В итоге уникальная по масштабам и значению антология (плод всей читательской карьеры Карра) так и не появилась. Но сам список сохранился и был опубликован вместе с предисловием Карра, написанным специально для антологии, в 1963 году в знаменитом журнале EQMM(Ellery Queen Mystery Magazine), который между прочим существует до сих.

Так какие же десять детективных романов маэстро считал самыми лучшими? Готовы? Вот — десятка всех времен от Карра (на 1947 г.).

1. Конан Дойл А.«Долина ужаса» (1915)

Книга не нуждается в представлении, но кое-что все же стоит сказать. Не удивительно, что именно это произведение из всех про ШХ выбрал Карр. Дело в том, что именно в этой повести Дойль использовал трюк, который получит название «Берлстоунский гамбит». Как вы понимаете просто так названия не присваивают, очевидно, что детективную линию в этой книге стоит признать выдающейся. Во второй части повести рассказывается история, произошедшая за 20 лет до убийства. Сейчас этим никого не удивишь, это уже в некотором роде традиционное построение сюжета. История, приведшая к убийству (я это называю «история убийцы») иногда не менее интересна чем само расследование, особенно, если она тянется из далекого прошлого и рассказана подробно и увлекательно, как это сделано в «Долине ужаса». Плюс к этому неповторимая атмосфера чего-то ужасного и зловещего. Думаю, не промахнусь, если скажу, что все это Карр взял на вооружение: история из прошлого, например, большую роль играет в «Три гроба», а про атмосферу и говорить нечего, в этом компоненте Карр вообще не превзойден.

2. Леру Г. «Тайна Жёлтой комнаты» (1907)

Опять же абсолютно логично видеть эту книгу в данном списке. Дело в том, что «Тайна желтой комнаты» — один из первых романов, который целиком и полностью посвящен расследованию загадки запертой комнаты. Это зарождение жанра невозможно преступления вообще и жанра запертой комнаты в частности. Жанр, в котором все повествование крутится вокруг загадки невозможного преступления. Жанр, в котором Д. Д. Карр непревзойденный мастер, король и гений, одним словом маэстро. Тут прослеживается удивительная преемственность: Леру восхищался По, и говорил, что пишет роман «по По», т. е. имея в виду повесть Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», а это вообще первый детектив (со всеми обязательными элементами) и также первый с «запертой комнатой». Карр в свою очередь восхищался и По и конкретно «Тайной желтой комнаты». «Тайна Жёлтой комнаты» комнаты имеет историческое значение и постоянно входит в число всевозможных топов и списков детективов. Пока все логично.

3. Альфред Мейсон «Вилла Роза» / Убийство в «Розовом павильоне» (1910)

Самые истоки жанра. Сюжет построен традиционно для детектива (тогда, конечно, это было что-то новое): обращение к Великому сыщику для помощи в расследовании, сбор улик (вся первая часть), Великий сыщик даёт объявление в газету от чужого имени (ШХ, кажется любил так делать), второе убийство (жертва — свидетель, конечно же). По сегодняшним меркам, книга — собрание клише и штампов, даже банальностей. Многое становится очевидным, например, мотивы и количество негодяев. Слишком ограниченный круг подозреваемых. Не самое известное детективное произведение в историческом контексте, но для Карра, видимо, оно было одним из тех кирпичиков, что составили его собственное детективное образование. Полагаю, что не включить это произведение в топ 10, у него рука не поднялась.

4. Агата Кристи «Смерть на Ниле» / «Убийство на пароходе «Карнак» (1937)

Широко известный роман Кристи, в том числе, благодаря последней экранизации Брана. Роман вполне заслужил находиться в данном топе, но многие могут не согласиться, ведь есть более выдающиеся «Десять негритят» или «Восточный экспресс». А я вам скажу, что для детективщика «Смерть на Ниле» намного более интересна, поскольку в основе романа трюк и схема, плюс нетривиальная драматичная «история убийцы». В упомянутых «Десять негритят» и «Восточный экспресс» «истории убийцы» прямо скажем гениальные и в историческом плане имеют колоссальное значение, это концептуальные неповторимые детективы. Но, Карра привлекал именно трюк. Простой, действенный, красивый и изобретательный способ остаться безнаказанным.

5. Эллери Квин «Светильник Божий» (1935)

Небольшая повесть, которая часто упоминается в различных списках невозможных преступлений. Ни много ни мало исчезает целый дом. Уже этим книга достойна внимания. Только поэтому она входит в топ Карра или потому что решение изящное и простое, узнаем только прочитав. Я вот еще не добрался. А книга прям мозолит глаза, и в моем списке для чтения она давно. Не удивлен, что она в этом топе. Карр не мог обделить вниманием свой любимый поджанр.

6. Энтони Беркли «Дело об отравленных шоколадках» (1929)

Очень известный детектив, признанный шедевр на все времена. Его особенность в том, что… Впрочем, зачем повторяться. Уже рассказывал. Переходите по ссылке.

Далее книги, о которых я и не слышал. Тем интереснее узнать, чем же они так хороши, что сам маэстро их включил в топ 10. А ведь это топ 10 по состоянию на 1947 год, когда уже написаны самые лучшие и известные детективы Золотого века.

7. С. С. Ван Дайн «Проклятие семьи Грин» (1928)

Аннотация:
Миллионер Тобиас Грин оставил весьма необычное завещание: чтобы получить наследство, его жена и пятеро детей должны четверть века прожить вместе в родовом имении. Однако кто-то, похоже, задумал погубить всех членов семьи Грин, и вот уже двое из них — мертвы.

Судя по описанию и некоторым отзывам — типичный классический детектив. Эксцентричное завещание, поместье, большая семья, все под подозрением, и убийства, убийства. Не знаю, чем именно привлёк именно этот детектив Карра, но, возможно, это одно из лучших творений Ван Дайна. В любом случае вкусу Карра стоит доверять.

Впервые на русском издано в 2017 издательством АСТ в серии «Чай, кофе и убийства».

8. Филип Макдональд «Свихнувшийся убийца» (1931)

Другое название «Убийство сводит с ума». Малоизвестный писатель, практически не переводившийся на русский. Печально, но именно этот интересующий нас роман не переводился тоже. Хотя писал Макдональд много и успешно. Особняком в его работах стоит оскароносный фильм А. Хичкока «Ребекка» (1940), к которому Макдональд приложил руку. Правда, среди номинантов на «Оскар» за сценарий к этому фильму он не значится.

9. Рекс Стаут «Лига перепуганных мужчин» (1935)

Автор не нуждается в представлении. Это второе произведение из цикла про Ниро Вульфа и его помощника Арчи Гудвина, где окончательно сложился канон: Гудвин бегает, собирает улики и допрашивает свидетелей, а Вульф спокойно сидит в кресле и размышляет, много ест и неизменно четыре часа в сутки проводит с орхидеями. У Стаута на мой взгляд довольно простые детективы, не такой полет фантазии и вынос мозга как у Большой тройки «К» и иже с ними, поэтому удивительно было увидеть этого автора в топе Карра.

О сюжете: речь в книге идет о некоей Лиги искупления, которую создали друзья по университету. Они искупают вину перед своим товарищем, который из-за их неудачной шутки стал инвалидом. Когда в Лиге происходят убийства, вслед за угрожающими стихами, возникает вопрос — не месть ли это? Но триллер с горой трупов заканчивается вполне классически, когда Вульф собирает выживших и убедительно все объясняет.

По описанию ничего особенного. Но, что-то Карра привлекло в этом детективе. Подозреваю, что все-таки сюжет с чередой убийств и идея с Лигой, а не какой-то конкретный выдающийся трюк.

10. Дороти Ли Сэйерс «Девять погребальных ударов» (1934)

Другие названия: «Почерк убийцы», «Девять ударов за упокой».

Дороти Сэйерс тоже известный автор детективов, пребывающая немного в тени своей более известной коллеги Кристи.

Аннотация интригует:
Вокруг Бетти Томаса всегда ходили легенды. Ему уже приходилось убивать людей, в души которых вселился дьявол… На кладбище тихого деревенского прихода в свежевырытой могиле обнаружен труп неизвестного мужчины с обезображенным лицом. Настоятель храма св. Павла обращается за помощью к лорду Питеру Уимзи. Но во время расследования возникает больше вопросов, чем ответов на них, и сыщик-любитель впервые опасается, что не сможет раскрыть это преступление…

По аннотации понятно, что могло привлечь Карра. Мистический сюжет и все такое. Вполне в духе самого Карра, а значит и в его вкусе.

P. S. В 1963 году, когда была опубликована 10-ка лучших от Карра, он писал, что за прошедшие 17 лет не появилось ни одного автора, кто мог бы заменить кого-то из списка или хотя бы «был вровень хоть вполовину им». Но для четырех авторов он указал бы другой роман. Альфред Мейсон «Дом стрелы», Филип Макдональд «The Rasp», Эллери Квин «Тайна китайского мандарина», Дороти Ли Сэйерс «Смертельный яд».

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru