Таёжный край разбойников и лиходеев царской России на малоизвестных фото — LegendaPress

Таёжный край разбойников и лиходеев царской России на малоизвестных фото

Эти уникальные фотографии сделаны в глухих русских лесах между Костромской, Вологодской и Нижегородской областью в 1911 году.

Со времен Древней Руси сюда бежали разбойники, беглые крепостные и преступники, скрываясь от государства, суда и налогов в первобытной тайге.

Скапливаясь у лесной реки Ветлуги, они строили деревни без гнета помещиков и церкви, этот таежный район получил название Поветлужье.

Даже местные поговорки хвалились тем что никого в Поветлужье не найти!

С 16 века здесь оседали разгромленные крестьянские отряды Степана Разина, даже казачьи атаманы Разина — Мумарин и Пономарев укрылись здесь от погони.

Построив таежные деревни и хутора, прошлое своё удальцы не забыли. И кроме огородов и полей ветлужане ходили в разбойные рейды в соседние губернии, чтобы грабить на дорогах караваны и путников.

В ответ сюда приходили царские отряды, чтобы поймать таежных Робин Гудов , даже разворачивались небольшие бои.

Ступальный (колесный_ колодец был известен со времен Древней Руси

Ступальный (колесный_ колодец был известен со времен Древней Руси

Но когда на 700 километров нет ни дорог, ни городов, ни укреплений, карательные рейды заканчивались ничем, лиходеи выходили на охоту снова.

Такие дорожные станции стояли по России вместо автовокзалов. Трактир, гостиница, защита.

Такие дорожные станции стояли по России вместо автовокзалов. Трактир, гостиница, защита.

К церкви лихие крестьяне-разбойники относились также как к чиновникам, поговаривая: » Наши попы молодцы — за пару лаптей на родных матерях обвенчают!»

Так вот ездили в города, волости учиться, дела решать. А чаще шли пешком день.

Так вот ездили в города, волости учиться, дела решать. А чаще шли пешком день.

Это таежное место было известно не только простому народу России, но и дворянам. И даже Ломоносов в 18 веке писал: «Здесь укрывается великое множество зимою бурлаков, из коих немалая часть разбойники. Крестьяне содержат их во всю зиму за полтину человека, а буде он что работает, то кормят и без платы, не спрашивая пашпорта».

Тайна палок на крыше бань не разгадана

Тайна палок на крыше бань не разгадана

К 19 веку Поветлужье цивилизовалось, разбойничьих отрядов стало меньше, полиции, работы и власти стало больше, разбойничать стало не выгодно.

Даже в 1911 году деревни обносились забором, дети зарабатывали тем, что открывали ворота

Даже в 1911 году деревни обносились забором, дети зарабатывали тем, что открывали ворота

Крепостного права в Поветлужье так и не возникло. И подчинившись власти царя, удальцы стали крестьянами, но сохранили свободолюбивый нрав и образ жизни с древнейших времен, сохранили средневековые привычки и предмета быта.

И даже в 1867 году писатель Мельников о них писал: » Тут живут потомки беглых рейтаров и холопов, в виде крестьян. Их отцы и деды валом валили за Волгу, ставили свои починки и заимки там и по таким местам, где человек ноги не накладывал».

Пастух бьет в барабан чтобы созвать стадо коров на заре

И даже сегодня, добраться в Поветлужье, которое находится в 280 километрах от Нижнего Новгорода, совсем не просто.

А вдруг из темного леса выйдут те самые лихие разбойники?

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru