Реалии средневековья. Жизнь дружинника — LegendaPress

Реалии средневековья. Жизнь дружинника

Никто из наших современников, случайно попавших в средневековье, не хотел бы стать крестьянином

Ведь жизнь крестьянина тяжела и уныла. Немногие, наверное, захотели бы стать и монахами. Просто потому, что жизнь обычного монаха, ничуть не лучше безрадостной крестьянской доли.

Стать королем, и даже ярлом, неплохая идея в общем, вот только конкурс на эти места уж больно велик. Так куда же податься приличному попаданцу? Какой глупый вопрос. Очевидно же, нужно стать дружинником, желательно на службе какой-нибудь особо удачливой и героической личности.

Жизнь дружинника, наверняка прекрасна. Военные подвиги в ней сменяются пирами, на которых князи и ярлы одаривают лучших своих воинов дорогими подарками, а путешествия за три моря, охотами и дружескими попойками.

Дружинника уважают и побаиваются люди, на которых он смотрит свысока. Ну и конечно красивые крестьянки, а может быть даже и благородные дамы, проявляют к нему живой интерес. Отличная, отличная жизнь. Или нет?

Дом, боевые товарищи, что еще нужно для полного счастья.

И для начала давайте договоримся сразу, что говорить мы с вами сегодня будем о дружиннике времен «варварских королевств» и «эпохи викингов». То есть исключительно о самом что ни на есть раннем средневековье. Просто тема личной армии в средневековье настолько велика, что рассмотреть весь этот период в одной статье, просто нет никакой возможности.

Так кто же такой дружинник, в этом вашем раннем средневековье? Ну, во-первых, это свободный человек.

Как же так, — немедленно спросит нетерпеливый читатель. Ведь существует множество историй и саг о том, как настоящий герой, будучи в рабском состоянии, своей силой и смелостью проложил себе дорогу в военную элиту. Вон и в кино про такое снимают. Ну да, все верно, легенды такие есть. Вот только подтвержденной правды в них не то чтобы сильно много.

А знаете что отличало в Скандинавии свободного от раба? У раба не могло быть ножа.

Статус дружинника в обществе раннего средневековья, довольно высок, по сути это личная армия местного владыки, совмещающая функции телохранителей, полиции, спецподразделения, представителя, гонца и еще много кого. Но главное, дружинник это всегда его доверенное лицо, представляющее своего вождя.

Поэтому никто и никогда в здравом уме не возьмет к себе в ближнее окружение человека бывшего в рабстве. Просто потому, что у того, прожившего большую часть жизни, в зависимости и тяжелом крестьянском труде, просто не будет необходимых жизненных навыков. Ни боевых, ни всех остальных.

Так же необходимо понимать, что говоря «свободный«, мы чаще всего, имеем в виду так же «местный«, то есть человек известный лично вождю, или имеющий какое-то отношение к его родственникам, дружинникам или его роду-племени. Ведь только зная человека лично, или со слов того кому ты доверяешь, можно понять, стоит ли приближаться к нему ближе чем на полет стрелы.

Дружина передает пламенный привет.

Вообще, в те далекие времена невозможно было прости прийти и записаться в дружину. На человека, пришедшего с просьбой принять его, посмотрели бы как на идиота. А в ответ, он услышал бы несколько грубоватых, но простых вопросов:

Ты вообще кто? Ты, чей родственник? Ты кого знаешь? Кто за тебя поручится? Ты что воин, тогда, где же твой вождь?

И это совершенно неудивительно. Дружина раннего средневековья, культивировала чрезвычайно прочные, практически семейные отношения внутри коллектива. Вождь и командир, был для личного состава, зачастую ближе чем отец. А сами дружинники, как выходцы преимущественно из одного рода зачастую были напрямую двоюродными и троюродными родственниками.

Поэтому какой-то невнятный чужак, желающий влиться в дружную воинскую семью, в которой все друг другу давно ближайшие друзья и родичи, вряд ли бы добился хоть какого-то успеха. Если бы вообще выжил. И то сказать, подсылов не любят во все времена.

Не подсыл говоришь? Ну прости, так получилось.

Но нет, давайте не будем такими пессимистами. Наверняка, же случалось, что в дружины попадали чужаки. В конце концов, кто откажется от хорошего бойца, стоявшего в схватке нескольких воинов, или меткого лучника, или умелого кормчего. Вот давайте представим, что наш герой, смог таки впечатлить какого-нибудь франкского, датского или английского владыку, и тот решил, что для такого молодца, в его дружине место найдется.

И первое с чем столкнулся бы наш герой, это были бы весьма специфические отношения внутри самой дружины.

С одной стороны, полнейшее доверие, всех дружинников друг другу. Потому что невозможно, сражается с врагом, если хоть на толику не доверяешь тому, кто будет прикрывать тебя своим щитом от стрел копий и прочей хорошо заточенной дряни.

С другой стороны, постоянное и непрерывное понимание того, что ты делаешь, и того что говоришь. Любое слово, а тем более действие, в небольшом но дружном мужском коллективе важно. Сказал – делай, сделал – отвечай. Похвастался на пиру, — да я этих сорабов, завтра зарублю полдюжины, — значит, иди и руби. Потому что если ты не сделаешь это завтра, как можно доверять твоим словам? Как можно доверять тебе?

Длительное общение внутри чисто мужского коллектива, спаянного любовью к физическому насилию, да и просто проживание с такими замечательными людьми долгое время под одной крышей, деля с ними немудреный быт, это само по себе , то еще развлечение. Особенно если помнить что быт в раннем средневековье был сам по себе делом непростым

Большую часть времени, из того что не проходило в походах и исполнении поручений вождя, дружинник жил в большом общем доме, который так и называли, «дружинным». Ну, или в доме своего ярла или тэна, на правах практически родственника. И хотя он сам и не вел домашнее хозяйство, просто потому, что были у него совершенно другие занятия, но как ты понимаешь мой дорогой читатель, от домашних забот, это освобождало его в самой небольшой степени.

Жить в большом, сараеобразном доме, с открытым очагом и землей вместо пола вообще не сильно просто. А если учесть что в нем отсутствует женская рука, только и способная из этакого непотребства сделать более-менее приличное жилье, то смело можно говорить что быт дружины не был чем-то выдающимся даже в сравнении с совершенно непритязательной жизнью крестьянина.

Хотя конечно были молодые дружинники, на которых можно было взвалить всю эту бытовую неустроенность. Заставить таскать круглое, катить плоское, убираться в доме, а также делать множество других, несомненно важных дел. И это было в общем неплохим решением, ну если только ты сам не был этим молодым дружинником.

Вообще для дружинника времен «варварских королевств», чрезвычайно важен личный «внутридружинный» статус, все вокруг должны совершенно четко понимать, что слово этого человека крепче дамаска и на него можно положиться. Что он не сломается однажды, и даже не подумает о том, что можно поставить свои желания на один уровень с благополучием дружины и своих товарищей. И это было важнее, чем даже его собственная жизнь, уже не говоря о жизни какого-то чужака.

С чужаками у дружинника, кстати, разговор был прост до неприличия, Любой человек пришедший «снаружи«, это или враг или недруг. За недругом нужно внимательно смотреть, чтоб он не стал опасен, а врага, нужно максимально быстро убить.

Скажете жестоко? Наверное да. Но это, в общем, единственное безопасное решение. Потому что ничего хорошего, для обычного дружинника в окружающем мире, быть не может. В этом вашем окружающем мире, вообще, если разобраться, живут только вассальные их вождю крестьяне, занятые исключительно бунтами, да еще тем, что прячут княжеский налог. А еще, совершенно уже неприятные люди, из тех, что хотят этих крестьян сделать вассальными себе. Оскорбив таким образом князя лично, и каждого его дружинника по отдельности.

Ну, есть еще конечно те, кого можно при случае ограбить, ну или пока ограбить нельзя, но тут как ярл решит. В общем, как понятно, что ни одна из трех этих категорий людей, никак не похожа на тех, с кем можно выстроить дружеские отношения. Скорее наоборот.

Кругом враги…

Поэтому убивали дружинники при случае, с совершенно холодным сердцем. Причем далеко не только в бою. Вообще, наверное именно убийство и было бы для нашего современника, главным препятствием в карьере раннесредневекового дружинника. Все же рубануть человека топором, смотря ему в глаза, сейчас сможет далеко не каждый.

В средние же века, к смерти относились значительно проще. Поэтому не видели ничего сверхъестественного в том, чтоб перерезать горло малознакомому человеку. В конце концов, опыт убийства в то время был у любого более мене взрослого мужчины. Куры, свиньи, козы и бараны. Все это резалось собственными руками. Не говоря уже про охоту, которая еще не успела стать исключительно забавой благородного сословия.

Кстати, именно из-за более простого отношения к смерти, дружинник связанный множеством дружеских, вассальных и родственных отношений, внутри военного коллектива, умереть в общем то не боялся. Вернее не то чтоб совсем не боялся, не боятся только идиоты. Но всегда было то что точно страшнее смерти.

Минус один.

В конце концов, именно это и есть главная составляющая его работы, убивать и умирать за своего вождя и людей, что составляют твою семью. И если ты так боишься умереть, то может быть стоит поискать себя в другом деле?

Вторая же часть работы дружинника, причем не менее важная, чем первая, заключалась в поддержании порядка на землях своего вождя. Европа в те славные времена была местом не то чтобы очень спокойным и безопасным. Людей в ней было мало, а вот волков предостаточно

Причем те волки, что о четырех ногах, были точно не самыми страшными. Времена «варварских королевств», это времена условных границ, которые постоянно проверялись на прочность соседями, шайками налетчиков или просто бандитами. Насколько силен граф, князь или ярл, насколько сильна его дружина.

Насколько сильна его дружина.

Да и крестьяне, не смотри что податные, тоже не шибко жаловали дружину, идущую к ним забирать честно нажитое. Поэтому постоянно случались нюансы, в виде стрел летящих из-за поваленного дерева, умелых парней ожидающих в ночной темноте отошедшего от костра, да и простого банального бунта. Когда несколько дружинников сопровождающих мытаря оказывались лицом к лицу с разъяренной толпой.

Да, работа налоговой службы даже в те времена была непроста. Все же помнят судьбу князя Игоря? Того что поехал к древлянам за данью, и решил прямо на месте немного повысить налоговую ставку?

Налог повышается, повышается налог… Еще на 13%

Княжескую дружину, окружающие вообще не сильно любили . И трудно их за это осуждать. Сложно любить тех, кто считает себя априори выше простого человека, поведением чрезвычайно заносчив, и приходит к тебе на двор только для того, чтоб забрать то, что ты заработал тяжелым трудом. Или сказать, что правителю требуется ополчение, и пришло твое время идти в фирд. А самое главное, что эти неприятные люди, ни минуты в своей жизни не обрабатывая землю, живут совершенно очевидно, лучше тебя.

Вся эта «история любви» нужно сказать, так же серьезно ограничивала круг общения дружинника. Делая его в глазах других людей, конечно же не изгоем, но чужим. Иным чем они. Человеком князя.

Но погодите, — спросит внимательный читатель. Если все было настолько печально во взаимоотношениях вождя с дружиной и местных жителей, то простите как же семья? Ведь мы точно знаем, что у дружинников были и жена и дети. Этот вопрос отлично освещен во множестве источников.

Без женщин нельзя. Никак нельзя.

Ну, конечно же, были. Вообще трудно себе представить, что можно удержать толпу взрослых, максимально брутальных парней и мужиков от тесного общения с прекрасным полом. Ну и последствия этого общения в виде женитьбы, семьи и детей, конечно же, также были в количестве. Но как водится, был один небольшой нюанс. Большая часть избранниц, была в той или иной степени родственницами коллег нашего дружинника.

Такой подход к делу был чрезвычайно удобен и полезен. Во-первых, крепла дружина, превращаясь в семью уже не только фигурально, но и буквально. А во-вторых, быстро формировался для этой самой дружины людской резерв. Новые родственники, младшие братья да и подросшие дети… Теперь брать в дружину чужих людей было совершенно не нужно.

Дружина и дружинники для вождя, были не только часть его семьи. Это еще и инструмент продвижения его воли. А значит от того насколько она велика и сильна зависит его авторитет и вес его слова. Никто и никогда не считается со слабым. Значит, задача вождя, сделать свою дружину сильной.

Необходимо понимать, что почти все, чем владел дружинник во времена раннего средневековья, это или его доля от взятого в бою, или, что чаще, подарено ему ярлом князем за службу и верность.

Лонгсакс подаренный князем. Цены немалой.

Кто-то спросит, — ну как же так, что это за воин, у которого нет ничего своего? Но, это совершенно нормально. Дружинник, не имел никакого другого дохода, кроме того что дается ему его вождем, а оружие, а тем более доспехи в те славные времена стоили каких то сумасшедших денег и шансов получить их у него, где-то еще, особенно в начале службы, не было никаких шансов.

Именно поэтому культура пиров и подарков на этих самых пирах была чрезвычайно развита в Европе, Скандинавии и Руси во всё время раннего средневековья.

Лучшие и храбрейшие дружинники одаривались князем, при этом иногда подарки были чрезвычайно ценными. В глазах соратников, это не только выделяло счастливчика, но и ненавязчиво намекало, что нужно сделать и как себя вести, чтоб получить такой же прекрасный меч, или кубок стоимостью в пару годовых доходов крестьянской семьи.

Пиры и подарки! Ну и женщины понятно.

И можно было быть совершенно уверенным, что все кто был в пиршественном зале, делали вывод. Ну кроме самых тупых. Но тупыми, можно и пренебречь, они все равно быстро меняются.

Будучи в начале своего пути вооруженным и снаряженным чрезвычайно скромно, новичок, попавший в дружину, особенно в дружину деятельного вождя, довольно быстро улучшал свое материальное положение. Ну, или так же быстро погибал в нескольких первых стычках, в рамках естественного отбора. Благо желающих повторить его попытку, всегда было предостаточно.

Дружинник прекрасен. Пока жив.

Какая-то мрачноватая история получилась у нас с вами на этот раз. Неужели не было ничего светлого и хорошего, в жизни дружинника раннего средневековья? Только непрерывная большая и малая война, долгие походы, раны, болезни и чаще всего ранняя смерть, от руки некстати приплывшего викинга?

Ну, во-первых, на дворе у нас с вами раннее средневековье. А это то время, когда со светлым и добрым, было не то чтобы очень хорошо. Жить в те времена было не очень непросто. Причем всем, не взирая на знатность силу и остроту меча.

А во-вторых, тут, конечно же, смотря с чем сравнивать. Если с жизнью высшей аристократии, то да. В сравнении с тем как жили князья, конунги и короли, жизнь дружинника, выглядит однообразной и ничем не примечательной.

Но вот если посмотреть на нее с точки зрения средневекового крестьянина, то все меняется кардинально. Героические подвиги, пиры, подарки князя. А главное, не нужно изо дня в день, на протяжении всей жизни копаться в земле. А что убьют, ну убьют, вон соседей вчера в поле волки загрызли.

Вступайте в нашу дружину. Бесплатная медицина и соцпакет прилагаются.

Так как же жил, наш дружинник раннего средневековья? Так же как и все его окружающие люди в те времена. Непросто. Хотя конечно заметно лучше, чем большая часть населения.

Та же паршивая еда, что и у остальных, была все же немного более разнообразной и обильной. Ну, просто потому, что недокормленный дружинник штука полностью бесполезная, да и вообще довольно опасная для окружающих.

И крыша «большого дома», над его головой, была точно такой же, как и у большей части населения того времени. Но он был избавлен от части вопросов касающегося базового выживания. Все же и дрова рубили и пищу запасали, а так же делали множество прочих хозяйственных дел, совсем другие люди.

Он был одет, обут, вооружен и накормлен, ему благоволил князь. Но при этом, он же был заперт внутри сравнительно небольшого коллектива, из-за непростых отношений княжеской дружины практически со всем остальным миром.

Дорога в один конец.

А самое главное, что дружина, это всегда дорога в один конец. Выйти из этой истории можно только тремя способами. Умереть, получить увечье, или перейти в другую дружину, при одобрении обеих сторон.

Да и не променял бы ни один дружинник свою судьбу, ни на какую другую. Просто потому, что за пределами дружинного дома жизни для него нет

  • «Златом и серебром не имам налезти дружины, а дружиною налезу серебро и злато»… Владимир Святой

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru