Реалии средневековья. Жизнь монаха — LegendaPress

Реалии средневековья. Жизнь монаха

Лучше всех, в средние века, устроились монахи. Именно так решит современный человек, волей случая или божественным провидением занесенный в средневековье

И для этого утверждения у него кажется, будут все основания.

Ведь крестьянином в средневековье быть чрезвычайно печально, непрекращающийся труд с утра и до вечера, не шибко вкусный и чертовски однообразный рацион, крепостное право, непролазная скука, дом без пола и главное не малейших перспектив изменить такое положение вещей.

Рыцарем быть, конечно, повеселее. Но тоже совершенно не сахар. Чуть лучше еда, чуть больше возможностей.… Но, в общем, та же бесконечная рутина сменяемая нечастыми церковными праздниками, безденежьем, редкими пирами, один вид которых навивает тоску, а если повезет то войной, в которой тебя могут убить.

Наверное, неплохо было бы стать правителем, а то и вовсе королем, на эту должность и без нашего современника всегда было, кому занять.

Сферический монах с бочонком вина.

Толи дело священник. Современное массмедиа рисует нам весьма заманчивую картину, толстого, хитроватого монаха дурящего крестьян и благородных. Пьющих пиво, и жарящих в своей хижине оленя, браконьерски добытого в королевских лесах.

Ну а если книги и фильмы по своей привычке привирают немного, то все равно, быть монахом значительно лучше, чем копаться в земле, или бежать с одним только копьем и щитом на вражеский строй. Молитвы, проповеди и переписывание книг работа конечно скучная, но безопасная и простая и сытная, особенно если мы говорим о средневековье.

Молитвы и проповеди.

Или все не так? Давайте разбираться.

Случилось так, что читая про средневековых священнослужителей, мы с тобой дорогой читатель, чаще всего имеем дело с образами высших церковных сановников, или наоборот священников и монахов низшего уровня, чья прилежная служба церкви, всегда под сомнением.

Брат Тук, инквизитор Торквемада, папа Сикст или епископ Орлеанский, все они, несмотря на бесконечно колоритные, а иногда даже и правдивые образы, не имеют к реальным монахам и священникам средневековой церкви ни малейшего отношения.

Монахов, священников, прелатов, епископов и пап римских, даже всех вместе во все времена было не то чтобы очень много. Нет, понятно, что например, в монастырях, они составляли большинство. Но если брать в целом, то их количество в Европе никогда не превышало более чем половину процента. И это даже если посчитать их со всеми братьями воинствующих орденов.

И этот факт, был бы первым препятствием на пути человека, решившего в средние века посвятить себя служению господу. Чаще всего, просто невозможно было прийти в ближайшую церковь или монастырь и заявить о том, что ты теперь хочешь стать монахом, или даже священником.

Средневековый монастырь. В первую очередь крепость.

Такого человека, просто не поняли бы. На каких простите основанияхКто ты вообще такой? И по какой причине, мать святая церковь должна принять тебя в свое лоно? Что ты умеешь, чем ты можешь послужить господу нашему?

Идея о том, что любой человек может уйти из мира и стать монахом, идея совершенно недавнего прошлого. Еще в XVII веке христианская церковь была настолько закрытым сообществом, что попасть в нее со стороны было очень непросто. И чем дальше в средние века мы будем смотреть, тем этот процесс будет сложнее.

Но почему, – спросит дотошный читатель, — не потому ли что все стремились попасть на сытное и теплое местечко средневекового монаха? Нет, совершенно нет. Просто потому, что подавляющее большинство церковных объектов и уделов, даже в раннем еще средневековье были в первую очередь конечно божьими домами, но также и крупными производствами.

Монастыри как центры виноделия и пивоварения.

Да-да, ровно такими же производствами как городские цеха суконщиков, кузнецов и пивоваров позднего средневековья. С такими же, если не более жесткими внутренними правилами, где чужим места не было. И жилось там монахам, совершенно не так хорошо как кажется на первый взгляд.

Типичный монах, на протяжении практически всего средневековья, со времен «империи Каролингов» до «осени средневековья» это всегда рабочий. Нет, ну вы же не думали, что во времена не сильно сытого средневековья, кого-то будут кормить просто так.

Работа есть всегда.

Не за работу, или готовность умереть за других, не за права на земли или из боязни того что он придет и убьет всех, а просто так? Это было бы возможно в нашем сытом XXI веке, но в средневековье оно так не работало.

Поэтому, обычный, рядовой обитатель монастыря, церкви или крупного прихода работал всегда. Монастырь это не только место молитвы, но и виноградник, маслобойня, пивоварня или любая другая мастерская, да просто обширные поля церковных земель, засеянные почти всем, что можно сеять. И далеко не всегда на этих землях есть крестьяне для работ.

Монастырский виноградник, это в первую очередь конечно вино.

Поэтому средневековый монах, зачастую был также и виноделом, пивоваром, кузнецом, строителем и разнорабочим. В общем, работы для простых братьев во Христе, всегда было в достатке, и это как ни крути, не сильно отличалось от обычного крестьянского труда.

Да и остальная жизнь монаха не сильно отличалась от простого и бесхитростного быта средневекового крестьянина. Ну, разве что не нужно было думать о крыше над головой. И это был несомненный плюс. Но зато были молитвы, которым полагалось отдавать все свободное время, заутрени, и строгие монастырские правила, нарушать которые было чревато. Ну, если конечно ты не был важной фигурой в церковной иерархии.

Но подождите, — воскликнет другой, не менее дотошный читатель, — можно, же стать монахом переписчиком, грамотность ценилась, а до появления первого печатного станка еще куча времени. Да, это так, образованный человек в средние века, это большая редкость. Однако не нужно забывать, то, что считается образованием сейчас, и то, что считалось образованием тогда, это немного совершенно разные вещи.

Франкский, арабский, а главное конечно латынь.

Хотя образование в средние века, было в первую очередь конечно церковным, но кроме «слова божьего», включало в себя и риторику, и базовую экономику того времени, географию и множество всего. И это не говоря о том, что необходимо было знать минимум два языка, местный (как правило, франкский) и латынь. И вот скажите как тут обычному жителю раннего или классического средневековья, ну или нашему современнику, оказавшемуся этих реалиях сойти за грамотного человека?

Если даже, для того чтоб стать писцом, необходимо знание двух, а то и трех совершенно незнакомых тебе языков? Причем знание достаточно глубокое, позволяющее не только читать и писать на нем, но и разбирать такой же рукописный текст написанный тридцать, пятьдесят или сто лет назад.

А печатные машинки все еще не придумали.

Что бы ни говорили, работа переписчика, это нелегкий труд. И обучались ему писцы не год и не два. Большинство источников, которые изображают монахов-переписчиков, дают нам изображения глубоких стариков, отдавших этому делу всю свою жизнь и здоровье.

Но, быть может, у этой профессии есть какой-то карьерный рост? Карьерный рост, у средневекового аналога принтера? Дорогой мой читатель, ты же не всерьез так думаешь?

Не молод.

Что ж, кажется и эта работа, имеет не самые лучшие перспективы. Множество лет учится языкам и каллиграфии, для того чтоб всю оставшуюся жизнь, писать при неярком свете свечей сотни и тысячи страниц. Изо дня в день, до самой смерти. Лучше ли это тяжелого и монотонного крестьянского труда, в котором хотя бы иногда бывают просветы? Не уверен.

Но ведь средневековая церковь, это не только монахи. Весть есть же еще священники, настоятели епископы. Есть же, в конце концов, рыцари церковных орденов! И это абсолютно справедливое замечание, и вот прямо сейчас мы к ним переходим, напоследок только заметим что всех этих замечательных людей, в иерархии церкви, в средневековье было подавляющее меньшинство.

Священник — голос церкви.

Но вернемся к священникам. Это конечно уже не монах. Рукоположенный священник это человек важный и самостоятельный, и что главное, хорошо образованный. А это значит что стать священником, обычному монаху, работающему от рассвета до заката, на монастырских, например, виноградниках было непросто. Хотя конечно такие случаи были известны, но все же, будущие священники, зачастую начинали свое образование еще вне стен монастыря.

  • «Пусть епископы в своем приходе внимательно наблюдают за священниками, их верою, крещением и отправлением службы; крещение должно совершаться по-кафолически; священники должны сами хорошо понимать молитвы за обедней, читать псалмы с достоинством и по разделению их на стихи, разуметь Господню молитву, и читать ее понятно для всех, чтобы каждый знал, чего просить у Бога»

Средневековая традиция отправлять своего третьего сына на церковное служение зародилась давно, еще во времена, когда раннесредневековый климатический пессимум закончился, и население Европы удвоилось менее чем за пятьдесят лет.

С тех пор, старший сын благородной семьи, получал две трети наследства и становился лендлордом, сохраняя и преумножая отцовские земли. Второй сын становился воином, неся семейную службу вместе с отцом, и являясь по призыву короля, а третий.… Третий становился священником. И это было очень удобно, таким образом, семья, получала возможность максимально влиять на все аспекты жизни, в том числе и церковной.

А рука привычно тянется к мечу.

Понятно что с собой эти служители церкви, приносили многие светские привычки, которые изживались с большим трудом, если изживались вообще.

  • «Всеми мерами внушать священникам и дьяконам, чтобы они не носили оружия и более доверяли защите Бога, нежели меча.» — Карл Великий Капитулярий.

И именно такие, младшие сыновья благородных семей и составляли большую часть христианских священников в Европе. И это было совершенно неудивительно. Ведь католическая церковь в средних веках была очень специфическим и чрезвычайно важным государственным институтом. Выполняя кроме феодальной и хозяйственной роли, так же роль главного средства массовой информации и коммуникации между поселениями, городами и государствами.

А вы слышали? Карл Великий теперь император запада!

Именно она, устами своих священников, доносила до самых отдаленных уголков мира, новости практически любого вида, от местных сплетен до решения Никейского собора. И она же собирала местные слухи, истории и события, превращая их в новости для дальних земель.

Поставить на такую ответственную должность простого, полуграмотного монаха, или вовсе незнакомца, неизвестно откуда пришедшего, и заявившего, что он хочет быть священником, мог бы, только блаженный дурачок. Но вот только, ни блаженных, ни дураков в высших эшелонах церковной власти даже в те времена не водилось.

Дураки вымерли. От яда, кинжала и прочих естественных причин.

Вообще, обязанности священника, были весьма обширны. Кроме непосредственно исполнения церковных таинств, он должен был собирать церковный налог, поддерживать работу прихода, заниматься хозяйственной деятельностью, обеспечивая себя и приход всем необходимым. Не забывая при этом отдавать почти все, что накапливал приход дальше по инстанции.

И если ты мой читатель думаешь что к рукам священников, прилипала хотя бы малая часть всего того что через них проходило, то да, ты конечно же прав. НО! Красть у церкви, значит красть у Бога, и если вор притворялся слугой господа, то тем хуже для него. Донести на отступника найдется немало желающих, и еще больше захочет занять его место. И да, аудиторские проверки, придумали именно в церкви.

И впереди у предавшего господа нашего только тьма и тлен.

Как понятно, жизнь у простого священника, была тоже совершенно не сахар с мармеладом. Пускай они и не были заняты крестьянским трудом, но бездельниками назвать их точно было нельзя. И хотя жили они несравнимо лучше, чем большинство монахов, но все же, значительно более скромно, чем любой даже безземельный средневековый рыцарь. Нет, не потому что не хотели, или мучились например, излишней совестью и благочестием, просто не было возможности.

Церковь, даже во времена средневековья умела считать деньги и строить вертикаль власти. Перераспределяя полученные блага с максимальной выгодой для себя. Вот только вся эта перераспределенная выгода обычно никаким образом не касалась ни монахов, ни простых священников.

Так что при ближайшем рассмотрении жизнь даже священника, фигуры знаковой и важной в мире средневековья, весьма и весьма непроста, и уж точно далека от той картинки, что рисуют нам современные массмедиа. Много работы, много ответственности, мало денег и еще меньше возможности получать удовольствие от жизни, и что характерно, никаких перспектив. Ну, если ты, конечно, не принадлежишь к верхушке церковной иерархии.

Так хочет бог.

Да, дорогой читатель, пришло время поговорить о князьях церкви. И разговор этот будет короток. Все высшие церковные сановники до того как прийти в стены церкви, были также высшей аристократией феодальной и дофеодальной Европы.

И поэтому рассматривать даже теоретическую возможность для обычного человека того времени, как впрочем и для нашего с вами современника, занесенного в средневековье, чуть менее чем полностью бессмысленно. А мысль о том, что простой монах из монастыря в Пуатье, может стать епископом Парижа, ничуть не более реальна чем история про то как безымянный бургундский углежог, женился на принцессе и стал королем.

Вот и получается, что жизнь простого монаха, или даже священника, ничем, в общем, то не отличается от жизни мирянина. Точно та же работа с рассвета и до поздней ночи, тот же скудный рацион, просто потому, что другого взять просто негде. А еще ко всему этому добавлялись довольно строгие ограничения, игнорировать которые без последствий, могли только высшие церковные иерархи.

  • «На том же соборе запрещено священникам и дьяконам, и всему клиру, держать в своем доме женщину, подозрения ради, кроме матери или сестры, или таких, которые не могут навлечь подозрения». Карл Великий Капитулярий о церковном порядке.

В общем, все ровно тоже самое, что и за стенами церкви или монастыря. Кто-то работает, кто-то молится, а кто-то….

А кто-то воюет.

Погодите, мы кажется, забыли рассказать про церковные ордена и братьев рыцарей! Нет, совсем нет, конечно же, не забыли. Просто это совершенно другая история, о которой мы поговорим в другой раз.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru