Реалии средневековья. Жизнь феодала — LegendaPress

Реалии средневековья. Жизнь феодала

Вот кем бы хотелось стать во времена этого вашего Средневековья, так это титулованным аристократом.

Ну а кем еще то? Ну не храбрым же и благородным, но при этом крайне небогатым рыцарем на самом-то деле. Жизнь рыцаря полна трудностей и лишений, а неверная военная удача ведет от сражения к сражению, каждое из которых может стать для него последним.

И уж тем более не простолюдином. Жизнь горожанина, а тем более крестьянина, в средние века была совсем уж незавидной долей. Можно, конечно, прибиться к отряду наемников, банде разбойников или начать бродяжничать. Но строить карьеру в этих средневековых профессиях было бы совсем уже неоднозначным решением.

Вот и остается для нашего с вами современника единственная, пожалуй, профессия средних веков, в которой он сможет проявить все свои наилучшие качества. Только заняв должность титулованного аристократа, наш человек сможет развернуться вовсю. Ну а почему бы нет? Ведь жизнь аристократа в Средневековье легка и приятна.

Балы, пиры, охоты, турниры. Заезжие менестрели, королевский двор, большая политика и иногда, когда становиться совсем уже скучно, война. Но война правильная, такая, когда ты стоишь на большом холме и командуешь своей верной армией. Нет, как ни крути, быть аристократом в средние века легко и приятно. Или нет? Давайте разбираться.

Жизнь аристократа это же чистый мед с мармеладом вперемешку.
Жизнь аристократа это же чистый мед с мармеладом вперемешку.

И для начала, пока наш современник не успел освоиться на должности феодала, давайте попробуем понять, а кто вообще этот самый феодал? Как он появился, откуда взялся и вообще, для чего он нужен?

Как понятно, феодалы, то есть люди, держащие в своих руках всю полноту власти в крупных земельных наделах, которые в разных землях назывались по-разному, появились вместе с феодализмом. Хотя на самом деле немного раньше.

На рубеже раннего и классического Средневековья, когда европейская армия начала превращаться в армию рыцарскую, монархи всех без исключения стран столкнулись с одной и той же неразрешимой проблемой. Финансовый и налоговый аппарат средневекового королевства не могли принести столько дохода, чтобы содержать рыцарскую армию за счет королевской казны. Но так как армия все равно была нужна, в ход пошло хотя и несколько спорное, но все же вполне рабочее решение. Король передавал часть земель своего государства крупным аристократическим родам, позволяя им править там и собирать с них любой налог, который они посчитают нужным.

Взамен он требовал от них службу. Королевские вассалы должны были по зову его величества являться на определенное количество времени в его войско, приводя с собой людей тем больше, чем больше земель им было пожаловано. И это оказалось чрезвычайно удобно для всех.

Король получал почти бесплатную армию, основой которой была рыцарская конница. Аристократические семьи, обзаводились родовыми замками и землями, где были полноправными хозяевами. Обычные рыцари, получили возможность служить титулованной аристократии как вассалы, ну или каким-то другим способом. Не очень были счастливы, наверное, крестьяне, которые должны были кормить всю эту феодальную пирамиду, но их мнением почему-то забыли поинтересоваться.

Вот примерно таким аристократом, наверное, хотел бы стать каждый второй попаданец в средние века, не считая каждого первого. И идея эта, будучи в общем неплохой, если посмотреть на нее немного повнимательнее, окажется совершенно не идеальной. На пути ее достижения нашего героя встретит множество трудностей. И первая будет заключаться в том, что кого попало в феодалы не берут.

Тут все свои. Чужих тут не надо!
Тут все свои. Чужих тут не надо!

Необходимо понимать, что средневековый феодал существовал совершенно точно не сам по себе. Он был частью большой аристократической семьи со множеством родственников, близких и дальних. И именно его принадлежность к семье делала его землевладельцем, а не наоборот. Даже у рыцаря, благородного представителя военной аристократии, шанс стать феодалом и титулованным аристократом, был крайне незначительным, если конечно он не был частью аристократической семьи. Не говоря уже о совершенно постороннем человеке.

Каких бы дарований человек не был, какие бы чудеса храбрости не проявлял, шанс получить землю и титул, были у него крайне незначительны. Ну, если только этого самого титула у него уже не было. Единственным, пожалуй, способом превратиться в феодала, не будучи им по праву рождения, была королевская милость. Но случалась эта самая милость примерно вдвое реже полного лунного затмения.

Впрочем, если она и случалась, то ничего это кардинально не меняло. Младших сыновей из настоящих, старых аристократических родов, в любой момент времени у королевского престола было настолько много, и обижать невниманием их родственников настолько не хотелось, что шансов у человека со стороны не было, в сущности, никаких.

Ну что мы все о грустном. Давайте лучше представим, что нам повезло, и наш современник каким-то чудом все же получил титул, земли, и вот уже поспешает на гнедом коньке от королевской столицы в свой замок, что стоит у большой реки в самом центре его нового домена. Он рад и счастлив, и даже не может представить, какие заботы свалятся ему на голову уже через несколько дней. В тот самый момент, когда он переступит порог своего нового дома.

И я вернусь домой. В старый замок в горах.
И я вернусь домой. В старый замок в горах.

И первой проблемой молодого барона, будет просто удержать свою баронию на плаву. Не дать ей развалиться и рухнуть в бездну нищеты, голода и разорения. И это, скажу тебе дорогой друг, будет совсем не простой задачей. Любой средневековый домен, более или менее приличного размера, намного больше походил на расползающееся лоскутное одеяло, в которое пытались замотать вылезшего по весне из своей берлоги медведя, чем на образцовое хозяйство. Почему? Ну это же очевидно.

Главным условием передачи земель феодалу была небольшая армия, которую он должен был привести с собой по королевскому зову. Вот только эту самую небольшую армию, казна баронства позволить себе не могла. Точно так же, как и королевская казна, что не тянула содержание и снаряжение большого королевского войска.

Чтобы собрать даже небольшое войско, требовалось очень постараться. Несмотря на то что на дворе давно уже был прогрессивный феодализм, и цены на качественно выделанное железное оружие были не такими безумными, как во времена раннего Средневековья, все равно любое оружие стоило дорого. Особенно разорительная для казны была тяжелая рыцарская конница. С ее содержанием все было настолько плохо, что иметь ее какое-то заметное количество не мог бы ни один средневековый феодал. Даже самый богатый.

Поэтому аристократам не оставалось ничего иного, как, подражая монарху, завести своих вассалов, отдав им часть пожалованных ему короной земель. То есть осчастливить несколько своих рыцарей земельными наделами. Совершенно так же, как совсем недавно сделал король, давая эти земли ему во владение.

Мой меч - ваш меч монсеньор.
Мой меч — ваш меч монсеньор.

Пожалованные земли кормили рыцаря с его слугами, а еще должны были приносить достаточно дохода, чтобы хоть как-то поддерживать его боеспособность. И теперь, рыцари в случае войны, должны были прибыть к нашему феодалу точно так же, как и он сам был обязан явиться к королю по его зову. Вот такая вот непростая иерархия складывалась в самом обычном европейском баронстве.

И вся вот эта сложная военная пирамида, с сеньорами, вассалами и вассалами вассалов, была даже не половиной проблемы. Главной сложностью было ее функционирование в землях баронства в мирное время.

Земли, переданные своим вассалам, наш новоявленный аристократ практически не мог контролировать. Крестьяне, живущие там, не платили ему налог и барщину, да и вообще ему не подчинялись. Дороги, трактиры, мастера и цеха, что расположились на землях его вассала, не приносили ему доход, а баронского сборщика налогов просто игнорировали. У них свой был ничуть не хуже.

Самым же неприятным было то, что законы баронства там тоже не работали. Вернее, работали, но так, как хотел их владелец — вассал нашего феодала Да и баронская стража была там просто гостями, а не представителями власти. Вот буквально бывало так, что до этого верстового столба ты можешь казнить и миловать, а за ним уже земли твоего вассала. И у тебя на них нет никаких прав. Ни разбойника вздернуть, ни вора, укравшего корову выпороть.

Нет, конечно, почти всегда со своим вассалом можно обо всем договориться. Но дело это было не быстрое. И нормальному существованию баронии, особенно ее судебной системе совершенно точно не способствующее.

Пройдемте в околоток пожалуйста.
Пройдемте в околоток пожалуйста.

Кстати, судебная система феода, была бы второй проблемой для барона. Ведь именно он выполнял на своих землях роль судьи, прокурора, адвоката и суда присяжных. Ни один другой человек в его землях не имел права вершить судебную власть. И это, если говорить о количестве времени, что тратилось на судебные решения, был натуральный кошмар.

Большая территория с довольно слабо связанными друг с другом поселениями была идеальной средой как для мелкой бытовой, так и для серьезной уголовной преступности. Украденные коровы и гуси, убитые по пьянке соседи, разбойничьи шайки, некоторые из которых возглавляли твои же обедневшие до последней степени вассалы. Все это было проблемой феодала, переложить которую на чужие плечи он не мог.

Количество обращений в феодальный суд во времена классического Средневековья было огромным. Туда перли, кажется вообще все, кому не лень. От владельца украденной овцы, до рогатого мужа, чья жена сбежала с другим. И усугублялось это все тем, что часть истцов и ответчиков проживала даже не в баронии. А зачастую и вовсе на землях ее вассалов или соседей. Но это вообще ничего не значило.

Феодальный суд должен был выносить решения и следить за их выполнением. Потому что для обычного крестьянского быдла, правитель — это именно тот, кто имеет право их судить. И именно это право поддерживает власть и закон в окружающих землях. Нет, конечно, барон мог и наплевать на свои судебные обязанности, доверив их кому-то еще. Но кто знает, как воспользуется таким мощным инструментом это доверенное лицо. Вдруг не справится. И зачем нам потом крестьянский бунт на ровном месте?

Феодальный суд. Строгий но справедливый
Феодальный суд. Строгий но справедливый

Третьей проблемой, которую был бы вынужден решать наш новоиспеченный барон, была бы, конечно экономика,. Средневековая экономика, она вообще если говорит совершенно честно, не показывала выдающихся результатов. Даже в лучшие годы XII – XIII века, когда длинное лето и теплая зима позволяли собирать даже два урожая в год.

Урожаи, что собирали податные крестьяне с помощью своих довольно примитивных инструментов, были, нужно признаться, неплохи, и доля феодала в них была велика. Вот только все это было, по большому счету, просто сельскохозяйственное сырье. Ячмень, овес, пшеница, овощи, рыба и многое другое. Вещи, несомненно, нужные и полезные, вот только они не являлись ни деньгами, ни тем более доспехами и конями для баронских рыцарей. В серебро и оружие их нужно было еще превратить.

Конечно же, были попытки заставить крестьянство платить налоги сразу серебром. И, случалось, они даже имели некоторый успех. Но не нужно переоценивать платежеспособность тогдашнего податного населения. Не то чтобы денег у крестьян не было вообще. Они были, просто их было совсем немного. И это, в общем неудивительно.

Денег много не бывает. И не важно какой год на дворе.
Денег много не бывает. И не важно какой год на дворе.

Даже через сто лет после первых Крестовых походов, когда арабское серебро стало поступать в Европу в заметно больших, чем раньше объемах, количество чеканной монеты в землях европейских королевств было все еще недостаточно. Настолько недостаточно, что большая часть торговли на начавших появляться в те времена больших ярмарках была все еще меновой. Даже хорошо расторговавшись на рынке, крестьянин, зачастую, просто менял один товар на другой продавая за серебро не самую большую его часть

Поэтому большую часть своего дохода феодал получал именно в виде натурального продукта, который нужно было как-то превратить в деньги. То есть сначала переработать, а затем продать. Ну, понятно продать не самому. Благородному аристократу невместно было заниматься таким низким делом. А значит нужны были мастерские, маслобойни, кузни, пивоварни, конские заводы, ярмарки и огромное множество других полезных вещей.

Совершенно очевидно, что пригляд за всеми этими производствами нельзя было передоверить никому. Просто потому, что все это приносит живые деньги, при этом точно подсчитать количество серебра, которое в конце концов попадет в кошель просто невозможно. К рукам любого, даже самого доверенного человека серебро имеет свойство прилипать. И чем меньше страха этот человек испытывает перед тобой, тем больше монет проходят мимо твоей казны, просыпаясь серебряным дождем в чужие карманы.

Все это - большие деньги, потенциально.
Все это — большие деньги, потенциально.

И, конечно же, для того, чтобы вся эта система, состоящая из феодального рыцарского ополчения, экономики, судебной власти, торговли, налогов и закона работала, нашему феодалу была жизненно необходима дружина. И нет, речь сейчас идет не о войске, что собиралось для войны. Благородные рыцари прекрасны на поле боя, но вот искать по лесам разбойников, ловить конокрадов и стоять на страже ворот замка или средневекового города, у них получается намного хуже.

Баронству был остро необходим дружный, сплоченный коллектив веселых парней, способных по приказу своего господина перерезать горло любому человеку, на которого он укажет пальцем, сжечь пару деревень в соседнем феоде или ссадить арбалетной стрелой чужого гонца, везущего послание неизвестно от кого, неизвестно кому.

Такая дружина, состоящая из ветеранов, воевавших ранее с бароном, наемников и местного сброда, которому не сидится дома, в мирное время была главным, а зачастую и единственным военным формированием баронства. Нет, конечно, рыцарство тоже привлекалось на службу своему феодальному сюзерену. Но рыцарей вообще немного, и во всем баронстве их могло быть не более десятка. А дел в феодальном владении всегда в достатке.

И на страже постоять, и мытаря сопроводить, чтоб благодарные крестьяне не забили его батогами. А еще, кого-то обязательно нужно будет надо найти, защитить, повесить в конце концов. Ну и защищать феод, конечно. Потому что сосед твой хотя и служит тому же монарху что и ты, а может быть даже и родственник тебе троюродный, но холмы с виноградниками или заливные луга к югу от реки, могут вполне поменять владельца. Просто потому, что триста лет назад ими владел троюродный прадедушка твоего соседа, а у тебя нет сильной дружины.

В общем, много дел у баронских дружинников, всех не переделать. И, кстати, платить этим головорезам нужно каждую неделю и без задержки. И иногда дарить подарки. Потому что ничто так не оттеняет преданность славного воина, как вовремя полученная горсть серебра. И экономить на этом, не нужно совершенно точно. Даже если серебро это последнее.

Кого рубим, ваша милость?
Кого рубим, ваша милость?

А еще в нашей баронии живут святые отцы. И это, нужно признаться, тоже проблема не из самых мелких. Церковники, особенно те, что сидят в монастырях, кроме своих проповедей, производят еще и намного более материальные вещи. Вино, пиво, бумагу, шерсть и масло. Вернее не сами производят используют крестьян что живут на церковных землях. И самое обидное, что при этом не платят никаких налогов. Да что там говорить, даже земли баронии, на которых стоят их храмы и монастыри, феодалу не принадлежат.

Огромные деньги проходят мимо сундуков нашего героя, превращая и так небольшой ручеек серебра, текущий в сокровищницу в совсем уже тоненькую струйку. И с этим можно было бы смириться…. Если бы не было необходимости святым отцам еще и доплачивать из своего кармана.

Мать наша Святая церковь, милосердна скромна и всегда нуждается. Наверное поэтому, епископы, что блюдут в христианских землях веру, да и сам Папа, не забывают напоминать грешным своим детям, что делиться с Господом нужно не только деяниями и молитвами, но и деньгами. Иначе не попадешь в Царствие Небесное.

Впрочем, польза от святых отцов тоже есть. Никто, так как они, не может успокоить свою паству, что по удачному стечению обстоятельств также является и твоим податным населением. Даже в худшие годы неурожая, когда простолюдины проявляют недовольство, монахи и священники могут найти слова, что проникают в их сердца, превращая недовольных крестьян в добрых католиков, чей долг — служить Господу и своему господину.

Поэтому удерживать этот хрупкий баланс между пустеющей казной, настроением крестьянства и недовольством католического клира — тоже задача феодала. Причем далеко не самая последняя.

Помолимся братья и сестры.
Помолимся братья и сестры.

И, конечно же, феодалу требовалось поддерживать свой двор. Какой бы глупостью не казалось нашему современнику тратить огромные деньги на бесполезных, казалось бы, людей, вроде менестрелей, загонщиков, псарей, слуг и придворных дам, это не было пустой тратой денег.

Аристократия сильна связями и знакомствами, и именно для того, чтобы приличным людям было где встретиться для поговорить, и существовал институт феодального двора. Все эти пиры, турниры, охоты, которые не мог не проводить феодал, хотя и били со страшной силой по его и так не сильно полному карману, были необходимы.

Ведь все это в третью очередь развлечения, а в первую — инструменты политики. Встречи, на которых сильнейшие и знатнейшие семьи заключают сделки и решают будущее королевства. И тот, кто из-за мелкой своей скаредности готов исключить себя из большой политики, идиот если честно.

А еще двор — это отражение семьи феодала, средство показать, как сильны сыновья этой семьи, как воспитаны дочери. Способ показать всем окружающим, что с этой семьей можно иметь дело. Вообще, как бы это не звучало людоедски для нашего современника, семья для феодала — это точно такой же ресурс, как, например, налоги, получаемые с баронии, как его вассалы и крестьяне.

Сыновья его должны будут стать шевалье, чтобы служить королю, а однажды встать на место отца, который неизбежно погибнет в бою. А те из них, кому не достанется воинской славы, станут священниками, чтобы обеспечить семье поддержку со стороны матери нашей Католической Церкви. Дочери должны будут выбрать правильных женихов. Принеся семье, таким образом, еще больше влияния и нужные связи с сильными мира сего. Вообще, правильная свадьба – страшное оружие в умелых руках. Хорошо подготовленный брак способен превратить злейших врагов в вернейших друзей.

И на всю эту большую и малую политику нашему феодалу, конечно же, тоже потребуются деньги, а так же время, влияние, военная сила, здоровье, знакомства, а так же вся харизма и убедительность, что у него есть.

Немного средневековой харизмы.
Немного средневековой харизмы.

В-общем, если приглядеться немного повнимательнее, то окажется, что судьба феодала совершенно точно не была легкой и простой. Впрочем, как и судьба любого другого человека в те славные времена. Непрерывная большая и малая война, экономика, политика, торговля семейным ресурсом, снова экономика, разбойники, податные крестьяне, священники и какое-то совершенно запредельное количество работы не оставляющее ему времени, даже просто остановиться и перевести дух.

Все точно как в той истории об Алисе, когда тебе нужно бежать изо всех сил, просто чтобы оставаться на месте. Вот только в отличие от сказки, если ты остановишься в реалиях европейского Средневековья, то тебя просто и безыскусно сожрут твои соседи.

Так стоит ли становиться в Средневековье феодалом? Я не знаю. Знаю только, что это была очень непростая и крайне опасная работа. А люди, имевшие честь там работать, редко умирали своей смертью в мягкой постели. Чаще от вражеского копья, случайной стрелы или ножа кого-то из молодых родственников, замучившихся ждать, когда старый барон умрет сам по себе. В общем, как по мне, такие себе карьерные перспективы если честно.

Хотя, конечно, с точки зрения простого рыцаря, а тем более крестьянина, которому не повезло родиться в средние века, судьба аристократа, даже самого незначительного, это сплошной праздник без перерыва на сон и ужин. Всем же совершенно точно известно, что жизнь феодала легка и беззаботна. Пиры, охоты, турниры, прекрасные принцессы, дороге кони и безмерное количество славы, что ждет тебя под знаменами королевской армии. И кто я такой, чтобы спорить с этим очевидным фактом.

Жизнь аристократа прекрасна. Об этом все знают.
Жизнь аристократа прекрасна. Об этом все знают.

Но погоди автор, скажет самый внимательный читатель, — ты же не рассказал про самое главное, про замок феодала! Да это так, Но не спеши огорчаться мой друг, истории про замок, уже есть на канале, и очень скоро, последует продолжение. Но, впрочем, это уже совсем другая история.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru