Реалии средневековья. Приватность — LegendaPress

Реалии средневековья. Приватность

Средневековье отлично от нашего времени. Причем зачастую отлично настолько, что мы даже не можем себе этого представить.

Живущему в нашем XXI веке человеку, будет тяжело, и даже невозможно представить что некоторые, не просто важные, но базовые его права и привычки, в средневековье просто не существовали. А если бы он вдруг заговорил о них с жителем раннего или, например классического средневековья, его бы просто не поняли.

Каждый человек, имеет право на личное пространство. Но только не в средневековье. Мысль о том, что человек может находиться в обычной жизни совершенно один, со времен падения Вечного города, не приходила в головы простых жителей Европы. А если и приходила, то казалась абсурдной и глупой. Почему так? Давайте разбираться.

Красивая женщина, и настолько одна?

И начнем мы, как обычно, с самого простого, с дома. Большинство домов раннего средневековья, были до неприличия просты и примитивны. Невысокие стены, высокая шатровидная крыша. Двери, иногда окна, а главное одна единственная комната величиной во весь дом.

И именно в этой комнате и протекала жизнь обычного средневекового крестьянина. Ну, вернее та ее часть, которая не проходила во дворе этого самого дома. Одну половину дома, занимали сплошные длинные лавки или полати вдоль стен, днем служившие по прямому назначению, а ночью в качестве места для сна.

А тут мы спим

Вторая половина дома, была хозяйственно-бытовой. Там готовили пищу в холодное время, хранили продукты и вещи. Там же стояли столы сундуки и предметы ремесленного дела, разные прялки и ткацкие принадлежности.

Одну половину дома от второй, отделял большой открытый очаг, источник тепла и света. И вот именно в таком, или сильно похожем доме жила обычная крестьянская семья.

Понятно, что ни о какой приватности и личном пространстве говорить в данном случае просто не приходилось. И привыкшему к если не отдельной комнате то хотя бы к отдельной кровати нашему с вами современнику, если бы он чудом попал в то непростое время, пришлось бы смирится с тем что отныне вся его жизнь проходит на глазах у большого семейства.

Всегда кто то рядом

Укрыться от чужого взгляда и уединиться, просто негде, в каждый момент времени рядом будет кто-то из родни. Даже спали крестьяне раннего средневековья вместе на одних длинных полатях. Тут разве что в лес бежать, да и в лес, если честно лучше вдвоем. Волков в раннесредневековых европейских лесах, можно было встретить значительно чаще, чем людей.

Но почему так? Неужели людям не хотелось какого-то личного пространства? Ну, наверное, хотелось. Но еще больше людям хотелось выжить. Земли Европы VI — IX веков, были не слишком гостеприимными. Раннесредневековый климатический пессимум, скромные урожаи и ничтожное количество населения, делало выживание родовых общин делом весьма непростым.

Не только построить, но и даже просто протопить большой многокомнатный дом было практически нереально. Вести домашнее хозяйство, готовить еду, да и заниматься ремеслом тоже было значительно удобнее всем вместе. Вот и ютились члены обычной семьи в большом однокомнатном доме, не имея за всю свою жизнь даже теоретической возможности побыть в одиночестве и подумать о высоком.

Одна комната. Большой очаг. На этом все

Ну, с крестьянами ясно, семьей работают, семьей живут. А как там дела с людьми познатнее и побогаче? Например, с воинским сословием, сиречь дружинниками?

Ну, тут ситуация сильно зависела от того, насколько велика была эта самая дружина. Если ярлу или тэну служило всего несколько человек, то размещались они…. В одном доме с семьей своего вождя.

Если же дружина была велика, то ей строился отдельный дружинный дом. И надо ли добавлять, что и в первом, и во втором случае, ни о каком личном пространстве так же речи не шло.

Да и могло ли быть по-другому? Один из главных постулатов дружины гласил, что вне стен дружинного дома друзей у них нет. Дружина, была вещью в себе, и важным для нее был только вождь и ее воины. Поэтому один дом, один стол, один, строй и смерть тоже одна на всех.

Одна судьба на всех

Мысль уединиться, для дружинника была бы даже еще более нелепой, чем для крестьянина раннего средневековья. Уединятся? Зачем? Прятаться от своих братьев? Да ты в своем уме, человече?

Но может быть эти самые вожди, тэны и ярлы жили по-другому? Ну, должна же жизнь аристократии отличаться от серого бытия крестьян, в самом-то деле! И действительно, жизнь аристократии «варварских королевства» кардинально отличалась от жизни простых крестьян. И в вопросе приватности тоже. Потому что было этой приватности… Намного меньше.

Как же так, — удивится читатель, — эта ваша аристократия, что, не могла позволить себе личное пространство и возможность побыть в одиночестве? Ну, конечно же не могла. Просто по техническим причинам.

Большая усадьба, это всегда много народа

Большое раннесредневековое поместье, это довольно сложный, несмотря на кажущуюся простоту комплекс зданий, построек и объектов. И требует постоянного присмотра, ухода, ремонта и просто наличия человека для решения различных задач. От приготовления еды до починки ворот.

И поэтому в жилище аристократии раннего средневековья, кроме непосредственно большой семьи находились также слуги, крестьяне занятые работой. И… конечно же, дружинники, куда ж без них.

Поэтому случись нашему с тобой современнику попасть во франкскую или скандинавскую усадьбу раннего средневековья, он был бы изрядно удивлен столь привычной ему жителю XXI века суетой десятков людей, занимающихся сотней дел. И что характерно, не одной возможность уединится он бы не нашел. Даже если бы специально искал.

И только война освобождает короля от постоянной опеки.

Примерно так же, только еще более публично жили короли. Ко всем этим слугам, работникам и прочим дармоедам, прилагалась личная охрана без которой король был пожалуй только тогда когда вел войско на войну. Да и королевский двор, создавал дополнительной суеты, лишая обожаемого монарха даже на иллюзии личной жизни.

А как дела с личным пространством, были у женщин раннего средневековья, — спросит автора самый дотошный читатель? Да примерно так же, а временами еще хуже. Женщина в раннем средневековье, это не только хозяйка дома, но и мать, которая будет рожать сыновей.

Тех самых, которые впоследствии унаследуют отцовский надел. И даже тени сомнения того кто отец этих сыновей быть не должно. Земельному наделу, ничего не должно угрожать. Просто потому, что без него семья не выживет.

Хватать за руку женщину франков, опасно

И это было настолько важно, что франки, например, считали, что схватить за руку (просто схватить) свободную женщину, проступком таким же опасным как ударить ножом свободного человека.

  • О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец, и будет уличен, присуждается к уплате 15 солидов. Салическая правда.

А 15 солидов дорогой мой читатель, это огромная сумма. Годовой бюджет небогатой крестьянской семьи, составлял всего лишь 2 солида. 1 солид в VI веке стоил топор, а за 18 можно было купить кольчугу.

Опасно и очень дорого

Ну хорошо. С ранним средневековьем разобрались. В этих ваших «варварских королевствах», вечно все не как у нормальных людей. Но может быть, в классическом средневековье, все было не так?

А вот ты и не угадал, мой дорогой читатель. Ничего за триста лет, с точки зрения приватности, личного пространства и возможности побыть одному существенно не изменилось.

Жизнь крестьян, за эти триста лет, не изменилась вообще никак. Ну, разве что стало значительно теплее, и работать теперь приходилось еще больше. А значит, были нужны рабочие руки, а значит семьи стали еще больше. В общем, личные свободы и возможности побыть одному, можно было искать где угодно, но не на крестьянских дворах средневековья.

Появившиеся к XI веку горожане, о личном пространстве и свободе побыть одному, даже и не задумывались. В отличие от крестьянства, жили они внутри городских стен, где дефицит свободного места, даже в крупных городах вроде Парижа, помноженный на количество жителей, просто не позволял оказаться одному, даже если кто-то этого бы сильно захотел.

Места в средневековом городе совершенно недостаточно

И даже люди специфических профессий, вроде кожевников, кузнецов или охотников, по-прежнему жили и работали внутри своих семей и корпораций. Просто потому, что одиночка в суровом мире средневековья, не имел бы ни единственного шанса выжить.

Дружины «варварских королевств» и «эпохи викингов» понемногу отживали свое, превращаясь в дружины феодальные. Живущие уже не в дружинных домах, а в замках своих лордов. Что, впрочем, никак не изменило ситуацию. Все по-прежнему были у всех на глазах. Просто потому, что замок в общем то маленький, а людей в нем на удивление много.

И вот таких вот в замке пара десятков.

Про живущую в тех же замках феодальную аристократию, даже и говорить не буду, чтобы не повторять про слуг, работы, большую семью и дружинников, встречавшихся в замке на каждом шагу.

А вот у королевских семей и вообще высшей средневековой аристократии все стало еще хуже. Любой, в чьих жилах текла хотя бы малая толика королевской крови, во времена классического средневековья, превратился из живого человека в ценный ресурс политики и дипломатии.

Королевских детей, отдавали замуж и женили, королевские родственники, могли принять права на престол в соседних государствах. А сам король был вообще практически единственным, что скрепляло государство классического средневековья, не давая ему свалиться в пучину феодальной смуты.

Главная вещ в королевстве.

Какая уж тут приватность и личное пространство, когда гвардейцы из охраны стоят по обе стороны дверей в спальню короля, и снаружи и изнутри. Даже когда он проводит время с супругой.

Да и в позднем средневековье, ничего существенно в этом вопросе не поменялось. Ну, по крайней мере, для большинства живущих тогда людей. Хотя конечно необходимо признать, что к этому времени большое количество ресурсов позволило высшей аристократии устраивать свой быт, так как им нравилось. И, казалось бы, ну вот же, наконец-то можно спокойно побыть одному и поразмышлять о вечном… Но зачем?

Так-то места немало. Но стоит ли оставаться одному?

Мысль о том, что человек может хотеть находится один, оставалась странной для Европейцев до конца XVI века. И только революционные изменения в политике, экономике, да и жизни простых людей привели к тому, что мысль эта, перестала сначала быть непривычной. Превратившись со временем из чудачества в образ жизни и даже в философию.

Если бы сказка о принцессе, заточенной в башне была написана не в XVII веке, а в настоящем средневековье, то скорее всего, открыв такую книгу мы с тобой дорогой читатель, увидели бы следующие строки:

  • А вместе с ней в башне была служанка, помогающая принцессе одеваться и ухаживающая за ее платьем, одеждой и бельем. Другая служанка, готовящая ей еду и смотрящая за порядком в этих огромных каменных залах. А так же старый егерь, заботящийся о том, чтоб всегда было в достатке дров и мелкой дичины, и отваживающий от башни браконьеров. Вот так и жила принцесса, одна одинешенька в каменной башне, пока не спас ее прекрасный принц.

ПОзвольте вас освободить.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru