Реалии средневековья. Город — LegendaPress

Реалии средневековья. Город

Нет наверное никого, кто бы не слышал про ужасы средневековых городов.

Грязь, крысы и ночные горшки, что выливают жители вторых этажей на голову припозднившемуся прохожему. Отсутствие медицины, церковники, только и ждущие, кого бы сжечь, и воскресные казни на главной площади вместо вечернего шоу.

Но все ли было так плохо? Вернее, если все было так плохо, то почему население городов так стремительно начало расти в начале Классического Средневековья? Может быть, есть что-то, чего мы не знаем? И вообще, что бы увидел наш с вами современник, попав в большой средневековый город в какой-нибудь Франции или Англии XI — XII века? Давайте разбираться.

Но прежде чем начать, необходимо будет сделать отступление. Без него дальнейшее повествование будет во многом непонятным.

И первое, о чем хотелось сказать. люди Средневековья оценивали свое окружение совершенно по-другому, чем наши с тобой современники. Некоторые базовые для современного человека понятия, были им в принципе незнакомы. Они бы просто не поняли нашего современника, если бы он начал рассказывать им про приватность, любовь в современном ее понимании и прочие важные для нас вещи.

И начнем мы, как обычно, со времен падения Древнего Рима. Просто потому, что нельзя рассказывать о Средневековье, не оттолкнувшись от Альфы и Омеги европейской цивилизации.

Время окончательного падения Вечного города и последовавшее за ним раннее Средневековье было сурово. Похолодание, пришедшее в мир, не щадило никого. Еще недавно плодородные земли, где рос виноград, жители которых успевали за сезон снять два урожая, стали холодными и негостеприимными. Едва дающими один урожай зерна. И это, конечно, если тебе очень повезет.

Этим не повезло
Этим не повезло

Народам континентальной Евразии, например, везло не всегда. Зима становилась длиннее, а лето все холоднее и холоднее. И у них не было никакой другой возможности выжить, кроме как начать «Великое переселение народов«, идя на Запад, к теплому морю, сметая на своем пути племена, союзы и целые народы. Ничего личного, просто естественный отбор.

И все это, понятно, не могло не сказаться на старушке Европе, где под напором холода, идущего с севера, и германских племен, накатывающих с востока, начались сложные времена.

Еще недавно спокойные римские провинции, с размеренной жизнью, римским правом, торговлей и инфраструктурой превращались в «дикие земли». Римский закон уходил из Европы вместе с благополучием и достатком. Те же немногие, кто оставался в ней, все больше и больше обращалась к германскому праву и банальному выживанию. Оставляя в прошлом римское наследие. в превратившиеся в призраки города.

Римское наследие.
Римское наследие.

Построенные еще при римском владычестве центры провинций, да и просто крупные полисы Венеция, Генуя, Неаполь, Марсель, Монпелье, Париж, Кёльн, Лондон стремительно теряли население, превращаясь в бледные копии самих себя. Жить в городах становилось сложно.

Разрушенные торговые пути, больше не могли доставить до городского населения достаточно продуктов и ресурсов, даже если бы они были. Но дело было в том, что их не было. Неурожаи раннего Средневековья были делом настолько обыденным, что никого не удивляли вообще. На этом фоне даже рухнувшая экономика, утрата многих технологий и производств выглядела не так ужасно. Не было ни одной причины оставаться в больших городах.

Впрочем, конечно, совершенно города не исчезли. Потеряв свои размеры, отчасти важность, они продолжали оставаться центрами варварских королевств. Концентрируя в себе оставшихся ремесленников, военную аристократию и их дружины, ну и людей, что кормили и обеспечивали их всем необходимым.

И вот такая печальная, в общем, ситуация продолжалась в Европе до самого конца «эпохи варварских королевств». То есть до того времени, мой дорогой читатель, когда раннесредневековый климатический пессимум закончился и в многострадальной Европе стало снова тепло.

И, как понятно, это немедленно сказалось на количестве населения. Пищи стало больше, а значит, голодных годов, соответственно, меньше. Да и люди, обрадовавшись таким изменениям, стали умирать пореже. И Европа со всей возможной скоростью рванула в «эпоху рыцарей», стараясь минуть поскорее эпоху этих неприятных викингов, что полтора века портили жизнь всем приличным людям.

Плодородие привело к достатку, достаток к излишкам и в свою очередь, к новому появлению ярмарок, торговых путей и больших караванов, что кроме необходимого, везли много всего. Железо, уголь, инструменты, а главное — людей и технологии, что было для больших ремесленных центров жизненно важно. И города стремительно начали расти.

Старые римские полисы, ставшие столицами новых королевств, построенные еще инженерами и саперами Вечного города, скоро перестали вмещать в себя население и принялись увеличиваться, достраивая стены и выплескиваясь за их пределы пригородами. Но и это было недостаточно.

Очень скоро из небольших деревянных замков, что по воле случая и удаче оказались на торговых путях новых государств, выросли новые города. Брюгге, Прага, Амстердам ничем не уступали своим старшим товарищам. Ну, по крайней мере, их жители считали именно так.

И это тоже город. Будет Когда нибудь.
И это тоже город. Будет Когда нибудь.

Впрочем, нам с тобой, дорогой читатель, нет до их споров никакого дела. Давай лучше посмотрим на нашего современника, который волей случая оказался в одном из таких городов в самом начале Классического Средневековья.

И первое, конечно, что бы его удивило, эта была застройка. Она отличалась от любой современной просто разительно, и в первую очередь своей бессистемностью. Никакого общего плана, никакой плановой застройки. Фахверковые здания чередуются с довольно грубой каменной кладкой и домами смешанного типа, где первый этаж мог быть каменным, а второй, третий, а иногда и четвертый были кирпичными, деревянными или даже глиняными.

Дома? Любые!
Дома? Любые!

Что? Нет, ты не ослышался, мой друг. Большая часть домов в средневековом городе была высотными. Ну как высотными. С современной точки зрения четыре этажа — не бог весть какая высота, но для средних веков это было вполне себе достижение. Но погоди, автор, — спросит читатель с самой хорошей памятью, — откуда четыре этажа, а главное, зачем? Не ты ли сам утверждал, что и в раннем, и в классическом Средневековье основным типом строений были одноэтажные дома, простые и примитивные?

Да, все так. Главным и основным зданием классического средневековья был именно деревянный дом. Но это был дом крестьянина, что живет в совершенно других условиях. Наполняющиеся же новыми жителями же города классического средневековья, сдерживались естественными границами, своими стенами, и поэтому расти могли только вверх. Тогда, как, впрочем, и сейчас, земля в городе стоила вполне себе внушительных денег. И именно потому многоэтажность жилых и прочих домов была отличной идеей и в средние века тоже.

А еще в средневековом городе почти не было улиц в современном их понимании. Вернее, они, конечно, были, но количество их было невелико. Полноценными, более или менее широкими улицами с тротуарами, а иногда даже мостовой были только главные транспортные артерии средневекового города. Те, что соединяли городские ворота, шли до главной площади, где также можно было найти городские власти, и соединяли разные районы города. Ну и, конечно, те, что вели к рынку. Без этого тоже никак.

Рынок, порт, ворота, главная площадь.
Рынок, порт, ворота, главная площадь.

Остальное пространство средневекового города, как правило, было покрыто более или менее хаотичной застройкой в рамках городского конца или квартала. Про улицы тут речи вообще не шло, А то, чтобы мы привыкли называть «узкие улочки средневекового города», на самом деле были всего лишь оставленные при строительстве проходы между домами. Что были ближе к сегодняшним проулкам и проходным дворам, соединявшим кварталы города в одно целое.

Как совершенно понятно, мостились в те времена городе исключительно центральные улицы, за которые несла ответственность городская власть. И хотя качество мостовой почти всегда было паршивым, но все же худо-бедно функцию транспортных артерий в городе они исполняли. По ним можно было пройти и проехать большую часть времени, не застряв и не утонув в огромной луже. Но все менялось, стоило только следить шаг в узкие закоулки городских кварталов.

Вот там, Конечно, никто не занимался разными глупостями вроде мостовых, а тем более тротуаров. Поэтому во время дождя целые городские кварталы, бывало, становились совершенно непроходимыми. Нередко случалось, что городские священники отменяли службы в церкви во время сильного дождя просто потому, что прихожане не могли до них добраться в приличном виде.

А почему Жан не пришел? В смысле в луже утонул?
А почему Жан не пришел? В смысле в луже утонул?

Впрочем, так плохо было, конечно, не везде. Нужно понимать, что часть, а иногда и немалая часть земли в городе принадлежала людям богатым и состоятельным, которыми в это время была, как правило, местная аристократия. Поэтому корме домов обычных, пускай и небедных горожан в городе присутствовали вполне себе представительные поместья, зачастую отличающиеся от замков только отсутствием высоких стен. И вот там, в таких районах, с дорогами, порядком и прочими благами средневековой цивилизации было все в порядке.

Классическое Средневековье вообще для нашего с вами современника эпоха небогатая. Даже аристократия жила заметно ниже того уровня, к которому привык современный человек, что уже говорить про простой люд. И вот на этом, в общем, невысоком для нас уровне жизни, средневековый город внезапно выглядел неплохо.

Нужно понимать, что в городе в те славные времена жили в основном ремесленники, делавшие практически все, что требовалось приличному королевству — от оружия и доспехов до ткани, кожи и инструментов. Продукции, по тем временам всем необходимой и поэтому недешевой. Поэтому простой ремесленник, пусть даже и подмастерье, живя в городе, вел намного более состоятельную жизнь, чем обычный крестьянин, коих в любом Европейском королевстве было подавляющее большинство. Да и жить в городе было заметно проще.

Да работал до темна, но есть и приятные вещи. Вон тот штоф с молодым вином.
Да работал до темна, но есть и приятные вещи. Вон тот штоф с молодым вином.

Да, средневековый ремесленник работал от зари до темна. Но, по крайней мере, был избавлен от посевной и страды, утренней, дневной и вечной работы по хозяйству и необходимости спать в одном доме со своими овцами и козами. Простой и удобный режим: дом — работа — дом — работа — могила. Да и зарабатывал он заметно больше крестьянина, живущего на арендованной земле. Впрочем, и тратил, конечно, тоже больше.

Как уже стало понятно нашему современнику, земля в городе была дорога, а значит, и жилье стоило немало. И для беднейших жителей города это было серьезной проблемой. Для подмастерья без мастера, чернорабочего и вообще любого жителя, чей труд не оценивался достаточно высоко, было всего лишь два способа получить более или менее постоянную крышу над головой.

А не найдешь жилья, будешь жить за стенами в палатке.
А не найдешь жилья, будешь жить за стенами в палатке.

Перенаселенный «общинный» дом, несильно отличающийся от традиционного крестьянского дома, в котором жили, а вернее, ночевали сразу несколько десятков человек, пользуясь одним очагом и живя единой коммуной. Или жизнь за стенами города, в пригороде. Впрочем, нередко оба эти способа совмещались.

Но далеко не все жители средневекового города влачили такое существование. Большая часть из них все же жила несколько лучше.

Хотя, конечно, лучше не значит очень хорошо. Понятие дома, а тем более «жилья» в средневековом городе заметно отличаются от того, что ожидал бы увидеть наш путешественник. Как правило, дом, если он был одноэтажным, или «жилье» если оно находилось в многоэтажном доме, состояло из одной единственной комнаты, в которой помещалось все и сразу. Очаг, кровать, вся остальная мебель, а иногда и место, где горожанин работал.

Мастерская, лавка, дом. Три в одном.
Мастерская, лавка, дом. Три в одном.

Вообще, совмещать жилье и работу было идеей в городах того времени чертовски популярной. Зачастую городской дом представлял собой натуральный производственный комплекс в миниатюре. Построенный под влиянием замковой архитектуры, такой дом и сам напоминал замковую башню, соединенную по вертикали одной большой лестницей. И высокие узкие окна, схожие с замковыми бойницами, только усиливали это впечатление.

На первом этаже у такого дома располагалась мастерская, на втором жил хозяин с семьей, а третий, мансардный, сдавали жильцам или селили там своих работников в совершенно уже крошечных комнатках или просто всех вместе. Такой дом мог не занимать даже сорока квадратных метров земли и вмещать в себя мастерскую, лавку и дюжину жильцов. Ну что тут сказать, Максимальная эффективность при минимальных затратах.

И если городские дома простых горожан, составлявших большую часть городской застройки, были чрезвычайно просты и зачастую и просто примитивны, то про жилье городской знати и местной аристократии такого нельзя было сказать даже в самом начале «эпохи рыцарей».

Замок? Ну почти.
Замок? Ну почти.

Большие поместья аристократии, находящиеся в городе, как уже заметил наш путешественник, не отличались от замков и поместий загородных почти ничем. Комплекс из нескольких зданий, включающий в себя все, что нужно для жизни — от большого зала до конюшни и дружинного дома, случалось, занимал целый городской квартал. Находились такие поместья чаще всего вдоль главных улиц и зачастую служили той незримой линией, что делила города на кварталы, в которых живут приличные люди. и все остальные.

Впрочем, богатые поместья совершенно точно не смогли бы заинтересовать нашего современника. просто потому, что первой его проблемой было бы натурализоваться в средневековом городе. И это было бы, скажу тебе, дорогой друг, не самым простым делом.

Почему? Ведь во времена, о которых мы сейчас говорим, в города начали стягиваться множество податных крестьян в надежде на лучшую жизнь. Неужели нашего героя обнаружили бы среди сотен этих бедняг и сожгли, как колдуна? Отнюдь нет. Все было бы для него значительно хуже. Первая и главная проблема заключалась бы в том, что он оказался бы просто никому не нужен.

А олдермену скажем что никто не приходил. А если и приходил то сразу ушел.
А олдермену скажем что никто не приходил. А если и приходил то сразу ушел.

Любой более или менее крупный город классического Средневековья, несмотря на то, что был местом, где «воздух освобождал» и добравшись до которого любой крестьянин имел шанс навечно забыть про своего хозяина, принимал пришлых очень выборочно. Ремесленникам, что уже жили в городе и производили нужный всей округе товар, совершенно не были нужны конкуренты. И хотя до ремесленных цехов, что отстаивали интересы своих членов, было еще без малого два века, но мастеровые отлично справлялись и без них.

Поэтому, попав за стены, новоприбывший, как правило, не мог рассчитывать не только на дружелюбное отношение, но и зачастую даже на простую справедливость. Что уже говорить про открытие своей мастерской или лавки. Давно работающие тут мастера просто бы не дали ему ни единого шанса. И в этом бы их поддержали городские власти. Просто потому, что ты чужак,и при этом крестьянин из соседней земли ты, или пришелец из далекого будущего — совершенно неважно.

  • Так же запрещаем иным торговцам* расхваливать свой товар на улицах и скупать его на рынке о множестве, чтобы не продать потом по высокой цене. Городским же ремесленникам разрешается выставлять собственные изделия на всеобщее обозрение. Для того, чтобы добрые люди могли видеть качество и выбрать то, что им необходимо.
  • *Иногородним, не проживающим в городе.

Мне показалось, или кто-то тут сказал «коррупция»? А вот и нет. А вот и не угадали. Исключительно только забота о благополучии города. Городские власти во времена Классического Средневековья о самостоятельности и статусе вольного города еще и не мечтали почти нигде. Они были лицами подчиненными и зависимыми, а иногда и прямо назначаемыми настоящими владельцами города. Высшей аристократией королевства, которым требовалось от города ровно три вещи: деньги, деньги и деньги.

Принесли налоги? Хорошо но мало!
Принесли налоги? Хорошо но мало!

А деньги — это значит налоги. А это, в свою очередь, значит, что нет никакой необходимости портить отношение с уже работающими ремесленниками ради никому не известного пришлого. Так что ну какая тут может быть справедливость, когда на кону стоит порядок в городе и тонкий ручеек серебряных денье, который не должен останавливаться ни на секунду.

Однако не нужно думать, что в средневековом городе царило беззаконие. Это совершенно не так. Законы в городах без малейших сомнений были, и за их исполнением следили и специальные городские чиновники. Которых, например, в Англии называли «олдермен» и, конечно же, городская стража. о которой необходимо рассказать поподробнее.

Про стражу поподробнее.

  • Мэр города приказывает вам, от имени короля, тщательно блюсти порядок в пределах прихода, в котором вы служите. Вы не должны без специального разрешения от мэра допускать в пределах помянутого прихода, днем или ночью, сборища или беспорядки, которые могут нарушить королевские права. Если же кто-нибудь станет действовать вопреки этому приказу, вы вправе употребить всю свою силу, чтобы арестовать его как мятежника против короля и города, и поместить в королевскую тюрьму. Если у вас недостаточно сил, чтобы произвести арест, вам надлежит обратиться к мэру, чтобы тот снабдил вас необходимыми средствами против всех мятежников в городе. Вам надлежит служить за совесть, под страхом лишения имущества и тюремного заключения. Стража должна арестовывать — по собственному разумению или по жалобам горожан — тех, кто ходит по городу ночью, поднимает шум, призывает к беспорядкам, играет в мяч на общественном выгоне или в азартные игры, нарушая тем самым королевский мир. Вы обязаны выполнять все распоряжения и приказы, отданные мэром, которые касаются охраны порядка, а также всего остального. Все вышеупомянутые обязанности надлежит исполнять верно и честно, и да поможет вам Бог. Обязанности стражников в Норви.

Как ты уже заметил, мой дорогой друг, средневековый город был тем местом, где случались ярмарки, трудились ремесленники и хранились собранные налоги. А это значило, что это было место, где совершенно точно были деньги. И нет ничего удивительного, что сразу за появившимся излишком денег в городах появились люди, готовые перераспределять их в свою пользу. Пускай и совершенно незаконным способом. И вот именно для борьбы с этими предосудительными типами и появилась в городах городская стража, которую набирали из местного ополчения, что обязан был выставлять город по зову своего сюзерена.

Вдруг война а мы устали?
Вдруг война а мы устали?

Казалось, что не было задач, которые не должна была исполнять городская стража в эти времена. Патрулировать улицы города днем и вдвое больше ночью. Следить, чтобы все, оказавшиеся после закрытия ворот за стенами, соблюдали комендантский час, а если придвигались ночью, то только при свете факела. Разнимать драки и бить палками тех, кто, потеряв человеческий облик, не желал успокоиться и пойти домой. Ловить преступников и конвоировать их в тюрьму. Обучать местное ополчение, а если случится война, быть готовым выступить в поход с оружием, снаряжением и теми бравыми парнями, которых они еще совсем недавно учили, какой стороной копья нужно колоть.

И, конечно же, взимать пошлину за вход в город. Вообще, такая пошлина являлась, наряду с налогами, одной из главных доходов средневековых городов, потому что для этого не требовалось значительных усилий, а уклонится от стоящей на городских воротах стражи было невозможно. И хотя местные жители в основном были избавлены от нее, путешественники, а особенно торговцы, исправно пополняли городскую казну. И за себя, и за местных, и за самого Господа Бога.

И знаешь, городская стража, наверное, отлично справлялась бы со всеми этими задачами. Если бы не было ее так немного.

Финансовые ведомости говорят, что районы Риальто и Святого Марка в Венеции крупнейшие, на секундочку, районы города до середины XIV века, патрулировало лишь восемь городских стражников — кустодов. Которых сменяли раз в сутки.

Когда черт возьми смена?
Когда черт возьми смена?

Схожая ситуация была и в Лондоне. Закон и порядок огромного центрального района, известного нам сегодня как «Сити» и Лондонский мост, охраняло всего несколько человек городской стражи.

  • Большая стража должна состоять из 12 человек, но право олдермена сокращать ее до 8. Средняя стража из 8 человек, но, так же может, быть уменьшена до 6. Малая стража — это 6 человек (или 4). Так же, должны быть избраны надзиратели (scavagers), который каждый день, с кануна Рождества до Богоявления, наблюдают за теми, кто несет стражу по ночам. Они должны приступать к своим обязанностям во время вечерни и расходиться по постам во время чтения Compline. Всю ночь им следует мирно нести стражу и охранять улицы. «дневной колокол» не зазвонит к заутрене.

И первое место, куда приведет дорога человека, попавшего в средневековый город, это, конечно же, рынок. Рынок вообще, чем дальше, тем больше становился центром города. Для местных ремесленников в промежутках между ярмарками это была возможность продать результаты своего труда. Для жителей же окрестных земель это так же была единственная возможность купить так необходимый им инструмент до окончания сезона и начала больших ярмарок.

Рынок это конечно не ярмарка но все равно очень хорошо.
Рынок это конечно не ярмарка но все равно очень хорошо.

Причем зачастую сделки на рынке совершались даже без денег. Монетарная масса в Европе начала классического Средневековья и едва ли не до конца XII века была все еще очень невелика. Поэтому и на рынках городов, и на начавших набирать популярность ярмарках вовсю царил натуральный обмен. Впрочем, серьезным людям это никак не мешало. Все совершенно точно знали, сколько куриц стоит хороший плуг. И сколько мешков шерсти нужно отдать за пару килограмм гвоздей. А то, что денег не было вот прямо сейчас в руках, было совершенно неважно. Считать серебро умели даже при его отсутствии.

Кстати, рынок, особенно во времена больших праздников и ярмарок, так же был главной точкой интереса жителей окрестных земель. Предлагая, кроме собственно торговли, вино, развлечения и великое множество того, что сейчас принято называть уличной едой. А её в городах классического Средневековья было на удивление огромное множество.

С вином и пивом, торговалось почти все что можно было съесть здесь и сейчас, начиная простого, не шибко свежего хлеба и заканчивая свежайшими пирогами, такими же, что были сегодня утром на завтрак у герцога. Ну, по крайней мере, именно так утверждали их продавцы.

Фудкорт классического средневековья.
Фудкорт классического средневековья.

Вообще, дорогой читатель, тема средневековой кулинарии настолько велика и обширна, то рассказать о ней в и так уже безобразно большой истории нет никакой возможности. Поэтому про кулинарию вообще и в частности про городские таверны, кабаки, винные дома и прочие замечательные места мы поговорим отдельно. А пока продолжим наш с тобой путь по «узким улицам средневекового города». Которые, как нам известно, были заполнены грязью, мусором и экскрементами. Или нет?

Ну что тут сказать. С чистотой вообще и мусором в частности, конечно, было по-разному. Едва ли не с XI века мы встречаем в финансовых документах упоминание огромного количества разных коммунальных служб. Водоносы, мусорщики, крысоловы, золотари и даже пожарные. Ну, вернее, не совсем пожарные, а знакомая уже нам городская стража, что выполняла и эту работу. Если успевала, конечно. Все это было и работало, так или иначе, выполняя свои задачи. А вот насколько хорошо — это, конечно, вопрос.

  • Мы запрещаем всем поварам выбрасывать любой мусор под свои прилавки или на главную улицу, или оставлять его там лежать. А так же будут считаться мусором перья, волосы, внутренности свиней или любых других животных. Эдикт г. Ковентри.
Поможем избавиться от лишнего хлама Профессионально, дорого.
Поможем избавиться от лишнего хлама Профессионально, дорого.

Впрочем, конечно же, чистота, санитария и гигиена в средневековом городе, как и всё остальное, была распределена очень неравномерно. Где-то и слов таких не знали (впрочем где-то и сейчас их не знают) а в других местах все с этим было очень даже неплохо. Например, в Париже XIII века только общественных бань было двадцать шесть штук. Не считая тех, что были размещены в поместьях.

  • Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье. И поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени, по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.

Вообще нужно сказать, что «чумазость» Средневековья, особенно Средневековья классического, современными массмедиа преувеличена очень сильно. Количество бань, мылен, цирюлен и прочих подобных заведений в городах того времени может вызвать даже недоумение у человека, привыкшего к рассказам о «немытом Средневековье».

Бани были, и мыльни тоже. Представляешь?
Бани были, и мыльни тоже. Представляешь?

А еще в средневековом городе случался спорт. Причем спорт этот был очень разнообразным. Начиная от благородной стрельбы из лука и скачек, которые так любили аристократы и заняться которыми было не стыдно даже королю.

И заканчивая совершенно народными борьбой и игрой «в мяч», в которую играли горожане едва ли не с конца X века.

Хотя, нужно признать, эта игра, большая, похожая на современное регби, была не исключительной привилегией горожан. Мы совершенно точно знаем, что играли в нее также дружинники, пытаясь уложить тяжелый кожаный мяч на лежащий на траве щит. Не обошли ее своим вниманием и крестьяне. только вместо мяча у них был свиной пузырь, а вместо щита — кусок размеченной земли.

Женщины играющие в мяч. По моему отличное зрелище.
Женщины играющие в мяч. По моему отличное зрелище.

Популярность этой игры была настолько велика, что Уильям Стивен, секретарь и доверенное лицо английского архиепископа Кентерберийского, описывая Лондон XII века, писал про драки, сопровождавшие победы и поражения, что устраивали болельщики и участники после игры.

А собственно игры устраивались не только между разными районами города или представителями разных профессий, но даже между женщинами. Например, команды замужних дам против команды незамужних девицЧто нужно сказать, очень увеличивало зрелищность и интерес к этой замечательной игре у мужчин любого возраста.

Вот так и жил город во времена классического Средневековья. Ютясь в небольших домах, что были набиты, словно пчелиные соты внутри крепостных стен. Немного торгуя, немного выпивая, немного грабя по ночам припозднившихся путников, веселясь как в последний раз и очень, очень много работая. Смог бы в таком городе найти свою удачу наш современник, если бы его невезение привело его туда?

Кто вы такие идите нахрен мы вас на знаем!
Кто вы такие идите нахрен мы вас на знаем!

Вот честное слово, не знаю. Впрочем, шансов даже выжить у него было бы в этом негостеприимном городе было бы больше, чем в крестьянской лачуге, стоящей на арендованной земле где-то на краю королевства. И совершенно точно больше, чем в рядах ополчения, призванного на войну благородным правителем этих земель. Но это уже совсем другая история.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru