Экспедиция Лаперуза. Почему его считают одним из величайших моряков, хотя известен он своим провалом? — LegendaPress

Экспедиция Лаперуза. Почему его считают одним из величайших моряков, хотя известен он своим провалом?

В наше время сложно поверить, что океанские просторы могут быть ещё не изучены, что есть участок воды, омывающий доселе никому неведомую землю.

Конечно, яндекс или гугл карты с радостью переведут вас «в спутник», показав, в том числе, в онлайн-режиме то или иное место на нашей планете. Однако, в веке XVIII ситуация коренным образом отличалась от сегодняшней.

Для систематического изучения океана требовалось иметь профессиональный флот, экипажи которого обладали бы соответствующей подготовкой и богатой морской практикой. Продолжительный период подобным могли похвастать только испанцы, но «вклинившиеся» англичане постепенно отвоевывали пальму первенства таким образом, что к середине-концу Галантного столетия только их военно-морские силы избороздили большую часть водной поверхности земного шара. Как вы понимаете, некоторые данные, которые английские моряки собирали за время своих «исследовательско-боевых» походов, публичному разглашению не подлежали, и являлись военной тайной. Во-первых, экономическая безопасность государства (Британия – страна островная, и вывоз награбленного торговое судоходство для неё как кровь), а, во-вторых, вопрос чисто военный: чем меньше кто-либо из конкурентов по глобусу может добраться до новых территорий и глянуть, как там организована оборона и какие там гидрографические особенности гавани, тем, согласитесь, лучше!

Не сказать, чтобы в деле освоения морских просторов французы были полными профанами, нет, но такого обширного опыта и знаний как англичане они, всё же, не имели. Сказывалась разница подходов в использовании боевых единиц: британский флот постоянно находился в море. Галлы же, порой, позволяли себе прибывать долгое время в портах.

Занявший престол Франции в мае 1774 года Людовик XVI с большим интересом вникал в морские дела вверенной страны и, собственно, именно при нем военно-морской флот оживился, дотоле находясь в достаточно тяжелом положении. Речь далеко не в профессионализме кадров, замещавших должности корабельных специалистов, нет, в этом случае все было «вполне и на уровне». Я говорю о средствах, отпускаемых на этот вид вооруженных сил, и о том, сколь катастрофично они разворовывались высшими чиновниками.

король Людовик XVI
король Людовик XVI

Поэтому монарх, стремясь хоть как-то залатать возникшие прорехи (хотя бы поиском новых торговых путей), принял решение направить исследовательскую экспедицию, которой предстояло, выйдя из Бреста, полностью пересечь Атлантику и, выйдя в Тихий океан через пролив Дрейка, пройти вдоль западного побережья Северной и Южной Америк, после чего пересекая уже Тихий океан, выйти к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Дело крайне не шуточное, пожалуй, как если бы в наше время кто-то бы решился осуществить пилотируемый полет на Марс (в части риска, материальных затрат и научной обоснованности)…. Ну, где-то так, по крайней мере. Конечно, говорить о том, что этот «полет на Марс» был первым в мире нельзя, т.к. английский офицер Джеймс Кук ранее совершил весьма серьезные исследования, но, как мною написано выше, более серьезные детали, чем сказать что «там повсюду море» или «там много людоедов», оглашены не были и являлись британским военным секретом.

Посему, «прояснение данных», также, являлось одной из поставленных перед экспедицией задач, т.е., говоря языком, приближенным к грамотному — расширение оперативного простора для действий на отдаленных морских коммуникациях. И да, морская торговля, естественно, ибо без неё экспедиция теряла смысл.

Возник только один вопрос: кому это всё поручить? Было пересмотрено немалое количество личных дел военнослужащих, находившихся в Морском Списке, и выбор пал на капитана 1го ранга Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза, человека, имеющего колоссальный морской и боевой опыт.

Комондор де Лаперуз
Комондор де Лаперуз

Сами посудите: этот офицер с 15 лет находился на службе, участвовал во многих серьезных предприятиях от восточного побережья Индии до Гудзонова залива (это в Канаде), где показал себя не только грамотным штурманом (а вы попробуйте, с одной картой и парой навигационных приборов, без калькулятора и спутника провести корабельную группу), но и храбрым командиром (т.е. при встрече с теми же англичанами не стушуется, подняв все паруса). Честно говоря, кандидатура Лаперуза была так себе… Да-да, я не опечатался, именно «так себе», потому что однажды он совершил то, что в тогдашнем французском сословном обществе не забывалось никогда: женился на неравной себе, наплевав притом на какие-либо разрешения от родителей и командования.

та, ради которой бывалый мореман рискнул всем
та, ради которой бывалый мореман рискнул всем

Такое в те годы не прощалось, и если бы не его личная храбрость, проявленная в боях, то как знать, чем бы закончилась карьера этого грамотного и усердного человека. В данном случае король, назначая капитана первого ранга де Лаперуза ответственным за экспедицию, поставил на первое место знание и умение, а не сословно-служебные предрассудки. Есть мнение, что именно женитьбы сыграла свою роль, ибо некоторые считают, что при удачном завершении предприятия руководителю операции «отпускались грехи», но на мой взгляд подобное, скорее, глупые слухи, поскольку граф был опытным моряком, доказавшим своё умение в деле.

Король (который справа) и Лаперуз (который слева, держит край карты)
Король (который справа) и Лаперуз (который слева, держит край карты)

Когда встал вопрос, какие типы судов следовало бы использовать, то с подачи Лаперуза было решено отказаться от боевых кораблей, поскольку они не совсем соответствовали поставленным задачам, т.к. требовалась хорошая вместимость, дабы можно было упаковать товар, предназначенный для размена и торговли в новых землях, а также, с учетом длительности нахождения в открытом океане, большое количество припасов для экипажа. Существовавший в торговом флоте тип кораблей под названием «габара» полностью удовлетворял подобные условия.

«Астролябия»
«Астролябия»

Рассказывая о подготовке к кругосветке, далее, на что мне хотело бы обратить внимание – это на отношение французов к своим военным морякам: в экспедицию шел по собственному желанию не только офицерский, но и рядовой и старшинский составы. Принудительной записи в экипажи «Бусоль» и «Астролябии» не было. Посему ситуаций, вроде: «Эй, лейтенант/старшина/боец! Чем занят? Неважно!!! Бросаешь ща всё и идешь к командиру за предписанием и командировочным в Брест… И да, давай быстрей, тебя с довольствия только что сняли и кормить уже никто не будет!» — не возникало.

Так что погрузив на борт личный состав, товар, научное оборудование и гражданских специалистов, два торговых корабля, переделанных в военные, с опытными экипажами, 01 августа 1785 года покинули гавань военно-морской базы в Бресте, что находится в Бретани (северо-западное побережье Франции), а не в западной Белоруссии, если что.

Капитан первого ранга Лаперуз держал «свой флаг» на «Буссоли», а «Астролябией» командовал Флерио де Лангль, не менее толковый моряк в том же звании.

де Лангль
де Лангль

Панамского канала в те годы ещё не существовало и, поэтому, полностью пройдя без потерь Атлантику, в январе 1786 года, т.е. на пятый месяц похода, корабли, минуя мыс Горн (это в Южной Америке, архипелаг Огненная Земля, неспокойное, я б сказал, местечко), французы без особых приключений оказались в Тихом океане.

Пополнив припасы на испанской военно-морской базе в Консепсьоне, экспедиция направилась в сторону Аляски, но через остров Пасхи и Гавайские острова , таким образам удалившись от побережья материка. Надо сказать, что отношения с гавайскими туземцами у французов вышли самые что ни на есть душевные, наторговали они очень много, и остались довольны друг другом.

члены экспедиции и аборигены
члены экспедиции и аборигены

Возможно, секрет в том, что французы обращались с местными жителями так, как с равными себе, в отличие от, например, англичан. К слову, трагедией того же Джеймса Кука могло быть элементарное чувство собственной важности, типа мы — Америка.

Первой серьезной потерей за все время экспедиции (т.е. на десятый месяц пути, в июне 1786 года) стала гибель более чем 20 человек команды, при попытке замерить глубину в бухте Литуйя на Аляске. В память об этом Лаперуз назвал её Бухтой Французов…

«Бусоль» и «Астролябия» на Аляске
«Бусоль» и «Астролябия» на Аляске

Что поделать, местечко это спокойным не назовешь, и цунами 1958 года тому явное подтверждение!

Повернув же от мексиканского Монтерея на запад, в январе 1787 года французские моряки оказались в Макао, а это уже территория современного Китая… На каждой стоянке колониальные власти с большим уважением относились к экспедиции, поскольку любой человек, знакомый с географией, вполне мог представить ту протяженность, которую преодолели французы.

Не стал исключением и порт Петропавловск, расположенный на территории российского полуострова Камчатка. Хочется обратить внимание, что Лаперуз, пройдя у побережья Кореи, и через Японское море оказавшись у японского Хоккайдо, открыл пролив, который ныне называется проливом Лаперуза, между Сахалином и самым северным островом современной Японии. Однако, сам Сахалин был им обозначен как полуостров (Сегальён), и, потому, ещё лет 70 его станут считать таковым.

на Сахалине
на Сахалине

Тем не менее, добродушным камчатцам на подобные вещи было глубоко безразлично, и французов поили и кормили от души, потому те, видимо, чтобы не стать очередными жертвами русского гостеприимства, пробыв на Камчатке чуть больше двух недель снялись с якоря и направились в сторону Самоа, а это, на минуточку, свыше 7 000 км от нашей Камчатки! К слову, один из членов команды остался в России. Ему были вручены документы и отчеты, и весь следующий год он добирался в Париж через территорию огромной страны.

В Самоа, в стычке с туземцами, погибает командир «Астролябии», но это, как говорится, «рабочий момент»: ничего не попишешь и не поделаешь…

Так что через месяц после «случая в Самоа», в конце января 1788 года, корабли бросают якорь в Ботаническом заливе (Австралия), где они пробудут до марта, чтобы потом с новыми силами рвануть в … НЕИЗВЕСТНОСТЬ.

в Австралии
в Австралии

Вообще, в планах капитана первого ранга Лаперуза было посетить Соломоновы острова (расположены северо-восточней Австралии), Новую Каледонию (восточней Австралии), более подробно исследовать южное побережье недавно открытого материка, но так уж вышло, что о французских моряках достоверно ничего неизвестно с момента их выхода в открытое море из Ботанического залива.

Первое время даже выдвигалась версия,будто экспедицию «порешили» англичане, с которыми Лаперуз встретился в Австралии и которым рассказал о своих планах. С учетом того, что могли придти и другие французы, а новый континент британцам весьма и весьма нравился, подобная версия имела право на существование.

Слава богу, версию о том, что все французские моряки были расстреляны/исчезли в ГУЛАГе на Камчатке и заменены на русских чекистов, а из Петропавловска в сторону британских колоний вышли кровавые комитетчики с ядерным, химическим и биологическим оружием на борту, никто не рассматривал изначально. Никогда. Даже сейчас, и даже по Рен-ТВ (хотя хз, чувствую, подкинул я кому-то идею!).

В итоге, более чем через 30 лет, на острове Ваникоро (архипелаг Соломоновы острова) удалось обнаружить упоминания о кораблекрушении в шторм двух кораблей на коралловых рифах. Через некоторое время, оставшиеся в живых члены экспедиции смогли построить судно и ушли в совершенно неизвестном направлении, но на острове остались двое французов, одним из которых, судя по всему, мог быть Лаперуз.

там написано, если что

Всё бы ничего, но историю эту «с хитрым прищуром» рассказывал некий туземец, который особенно загадочно облизывался улыбался, когда говорил о «большой лодке» и уплывших на ней белых людях ……

В общем, факт есть факт: немалая часть участников экспедиции погибла, а выживших никто больше не видел.

Капитан первого ранга королевского флота Франции Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз по праву занял свое место в истории мореплаваний, поскольку за три года непрерывного похода им были исследованы многие отдаленные и не изученные районы мирового океана (к слову, нынешний Приморский край и Сахалин относились именно к таким местам). Пролив Лаперуза, остров Лаперуза, бухта Французов… Даже в современном Петропавловске-Камчатском в честь отважного моряка и его подчиненных установлен якорь, как напоминание об отваге французских моряков и профессионализме их командующего.

памятник в Петропавловске-Камчатском
памятник в Петропавловске-Камчатском

Существует легенда, что низвергнутый французской буржуазной революцией король Людовик XVI, взойдя на эшафот, поинтересовался у своего палача, не слышал ли тот новостей о пропавшей экспедиции. Насколько правдиво это предание судить сложно.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru