Мертвая дорога Сталина. Как закончился великий проект "северного БАМа" — LegendaPress

Мертвая дорога Сталина. Как закончился великий проект «северного БАМа»

Если посмотреть на карту России, то можно увидеть, что северней дороги Москва — Владивосток ничего нет

Огромный Русский Север от Мурманска до Чукотки не имеет своего Транссиба. А в бескрайней тундре поселения соединяются реками, дикими зимниками и вертолетами.

Отсутствие сухопутных дорог — причина, почему до сих пор Север России выглядит как пустыня. А арктические моря не наполнены гулом морских портов. И значительная часть нефти, газа и угля добывается здесь, но люди живут на Севере России как в командировке.

Впервые идею сквозной северной железной дороги предложили при царе. В 1914 году была предложена идею Трансполярной ж/д магистрали, которая должна соединить Мурманск — Котлас — Обь — Сургут — Енисейск — Татарский пролив, решить проблему ограниченной летом морской навигации.

На карте ж/д сообщения видно что Север России — это просто дикая пустыня без дорог

Первым шагом должна была стать ж/д дорога от Мурманска до реки Обь. Но началась война, затем революция, стране было не до масштабных проектов. В 1930 годах Сталин и большевики поддержали проект Трансполярной ж/д дороги лишь на словах, ибо строить дорогу в адских условиях полярной ночи было слишком дорого, а о залежах ресурсов не было известно.

Великий Северный железнодорожный путь казался фантастикой, но политика внесла коррективы. В 1937 году Сталин приказал добывать уголь в Воркуте, зависимость страны от угля Донбасса стала слишком рискованна в условиях надвигающейся войны. И к 1941 году зеки ГУЛАГа построили ж/д дорогу Котлас-Воркута, наработав бесценный опыт.

С основанием Воркуты и железной дороги до нее, Сталин начал осваивать Север

Оказалось, что вечная мерзлота коварная штука — летом земля тает, искривляя рельсы и круша мосты, а зимой превращается в камень. Но в годы войны пустынный Север и слабый Северный флот, позволили нацистам господствовать в Арктике, строить базы, топить советские конвои и высаживаться на берег. Немцы почти уничтожили единственный порт Диксон, после этого вопрос полярной железной дороги стал вопросом безопасности СССР.

В 1947 году Совет министров СССР выпустил постановление о строительстве в Обской губе в районе мыса Каменный морского порта и поселка, их должны соединить новой железнодорожной веткой от Воркуты в 500 километров. А в 1949 году порт перенесли в Игарку и ж/д удлинилась до глобальных 1500 километров.

Карта дороги: построенные, участки северного БАМа и весь грандиозный маршрут

Построив железную дорогу Воркута — Игарка, Сталин смог бы соединить никелевые рудники Арктики с заводами в центре России, перебрасывать армию, осваивать Крайний Север. Так начался последний великий проект Сталина, его арктический БАМ.

Одна группа заключенных ГУЛАГа строила железную дорогу с запада, другая навстречу с востока. Берия послал в адскую тундру 100 тысяч зеков. Сто тысяч заключенных высадилась среди болот и комаров, где летом плюс 40, а зимой минус 40. И начала с нуля. Не было кранов, машин и бульдозеров, техника таких условий не выдерживала, только человек.

Железнодорожные пути были видны еще летом 2004 года

Зеки вручную прорубили пути, мосты, проложили рельсы, а потом пустили в помощь паровозы. Трансполярную магистраль строили по «облегченным техническим условиям»: через малые реки мосты были деревянными, на Оби и Енисее использовали паромы, а зимой временные ж/д пути.

Иначе нельзя, вечная мерзлота поглощала тяжелые конструкции, а завести новые сложно. К 1953 году построена большая часть магистрали: 912 км, из которых 700 км находились в рабочем состоянии, появились вокзалы, поселки, базы. На дорогу затрачено больше 50 миллиардов рублей, а погибло на строительстве больше 30 тысяч человек.

Последний паровоз дороги Сталина исчез в 2002 году

Но в марте 1953 года скончался Сталин. Берия объявил амнистию в ГУЛАГе, освободили миллионы заключенных, строить Полярный БАМ стало некому. 25 марта 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. Никита Хрущев закрыл проект окончательно.

Долгое время паровозы, вокзалы и рельсы держались на Севере. Дорога Сталина стала мертвой, но не хотела умирать. Какие — то ее куски использовались до 1980-х годов, когда бесхозность и вечная мерзлота добили её. После развала СССР паровозы, вокзалы и рельсы разобрали на металлолом. Так закончилась единственная попытка России построить северный БАМ.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru