Советская эротика 1920-х, часть первая. Мастер пикториализма Александр Гринберг — LegendaPress

Советская эротика 1920-х, часть первая. Мастер пикториализма Александр Гринберг

Любая эпоха больших потрясений становится временем многочисленных проб и экспериментов в различных сферах жизни, хотя далеко не все их них в итоге заканчиваются удачно.

Не составила исключения и Октябрьская революция 1917 года в России, после которой в 1920-е годы произошли радикальные изменения в жизни миллионов людей.

Одним из них стало появление в публичном пространстве ряда тем, которые раньше считались табуированными — например, демонстрация обнаженного человеческого тела, то есть эротика. Нет, и до 1917 года существовало множество всяких полулегальных и нелегальных фотостудий и прочих мастерских, массово издававших эротическую продукцию, но в следующее десятилетие она стала на короткое время доступна массам. Наиболее известны работы в этой сфере студии фотографа Александра Гринберга и школы пластического танца Веры Май, просуществовавшие до середины 1930-х годов. Что же они собой представляли?

Александр Данилович Гринберг (1885 — 1979 гг) в 1915 году

Творческая биография Александра Гринберга

Александр Гринберг родился в 1885 году в Москве и фотографией начал увлекаться еще с детства. После окончания гимназии стал студентом физико-математического факультета Московского университета, а затем Строгановского художественного училища. Здесь он занялся фотографией уже профессионально и вскоре стал настоящим мастером в этой сфере, о чем говорит факт его принятия в члены Русского фотографического общества в 1907 году. Через год он получает свою первую, пока серебряную медаль Всероссийской выставки, ну а в следующем году Международной фотографической выставке в Дрездене ему присваивают золотую медаль.

Александр Гринберг в 1904 году

Некоторое время работа кинооператором на кинофабрике (киностудии), затем после начала Первой Мировой войны ушел добровольцем на фронт, попал в плен к немцам и вернулся домой лишь через несколько лет, по воле случая ознакомившись при этом с европейской литературой по своему профилю. В гражданской войне был на стороне красных и поэтому в 1923 году становится преподавателем Гостехникума кинематографии, где работает до 1930 года. Как оператор участвовал в съемках немого комедийного фильма 1927 года «Два друга, модель и подруга».

Кадр из фильма «Два друга модель и подруга», 1927 г

И одновременно Александр Гринберг активно работает фотографом, пробуя новые направления в этом деле. В начале своей творческой деятельности он являлся участником возникшего еще в 1880-е годы авангардного направления «Пикториализм», главным принципом которого было сближение снимка с живописным полотном. Молодой фотограф совершенстве освоил технику печати с масляной обработкой отпечатков различными веществами и научился составлять композиции с точным соответствии своим творческим замыслам. Большое влияние также оказал его операторский опыт — Гринберг вовсю использовал его в своих экспериментах с этюдами движения.

«Этюд движения», фото 1928 года

Кроме того, Александр Гринберг много времени посвятил жанру эротической фотографии, демонстрируя свои работы на ежегодно проходивших с 1925 по 1928 годы выставках «Искусство движения». Тогда в СССР много интересовались это темой после приезда знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан, которая создала здесь школу свободного танца.

«Девушки в туниках на усадебной поляне», середина 1920-х. Девушки — танцовщицы школы Веры Май

Здесь Гринберг сотрудничал с школой пластического танца Веры Май, ряд участниц которой стали для него моделями — в их числе были танцовщицы Нина Фролова, Леля Попова и Екатерина Лопатина, а также Маргарита Барская (Чардынина) — известная в те времена актриса, сценарист и режиссер.

Фотомодель — Маргарита Чардынина, начало 1930-х годов

Опала 1930-х, арест и жизнь после него

Однако, на рубеже 1920-х и 1930-х годов ситуация в стране начала меняться — десятилетие относительной свободы быстро уходили в прошлое.

Середина 1920-х годов, фотомодель — Нина Фролова, танцовщица студии Веры Май

И в 1929 году фотограф впервые подвергся жесткой идеологической критике за «мелкобуржуазную позицию». Правда, еще несколько лет он смог работать в своей любимой сфере, но после участия в фотовыставке 1935 года под названием «Мастера советского фотоискусства» его раскритиковали еще более жестко, а через год вообще обвинили в распространении порнографии и приговорили к пяти годам заключения.

Фото А. Гринберга конца 1920-х годов

Правда, выйти он сумел уже в 1939 году за примерное поведение и ударный труд в качестве фотографа и технического руководителя фотобюро управления Бамлага (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь).

Еще одно фото того времени

После освобождения он стал работать фотографом в музее Троице-Сергиевой лавры, так как стало понятно, что тема эротической фотографии в стране закрыта «всерьез и надолго».

Тоже фото Александра Гринберга начала 1930-х годов

Впоследствии Александр Гринберг стал преподавателем на курсах фотографии, а также периодически делал съемки по заказам различных учреждений. Прожив долгую, сложную и одновременно интересную жизнь, мастер фотографии умер в Москве в 1979 году, когда ему было 94 года.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru