Люберы. Забытая субкультура СССР — LegendaPress

Люберы. Забытая субкультура СССР

В начале 60-х годов прошлого века Ленинград с туристическим визитом посетил английский писатель Энтони Бёрджесс

Он уже некоторое время работал над романом о проблеме подросткового насилия, позднее получившего всемирную известность под названием «Заводной апельсин».

Одной из отличительных черт романа стало использование вымышленного языка «надсат», созданного с широким использованием русских слов.

Энтони Бёрджесс описывал подростковую агрессию, придавая её носителям черты представителей молодёжных субкультур, характерных для тогдашней Англии. Однако спустя пару десятков лет после выхода «Заводного апельсина» агрессивные и своеобразно одетые молодчики появились и в СССР. Это были люберы – культуристы-любители и враги остальных советских неформалов. Постараемся понять, как такая субкультура появилась в позднем СССР, чем прославилась и почему быстро угасла.

Из подвала – на променад

Движение люберов возникло в конце 1970-х годов, получив название от подмосковного города Люберцы, ранее имевшего статус административного центра Люберецкого района. Люберцы стали одним из мест, где в конце 70-х – начале 80-х годов на волне подготовки к московской Олимпиаде-80 активно развивались школы силовых видов спорта. Там считалось модным увлечение культуризмом. Несмотря на формальный запрет, он активно развивался в городе при покровительственном отношении местных властей, устраивавших спортшколы.

Люберецкая молодёжь от квартальной конкуренции постепенно перешла к единству по более общим признакам. Ранее разрозненные группы из разных районов находили общий язык из-за увлечения спортом. Эта молодёжь делилась на две большие группы. Пока одни целенаправленно занимались спортом и дистанцировались от уличной жизни, другие больше времени уделяли праздному времяпровождению и хулиганству. Однако все равнялись на культуристов и их физические достижения.

Для занятий культуризмом молодёжь массово использовала подвалы, где хранились «спортивные снаряды», часто импровизированные. Многие из таких «спортзалов» люберы занимали незаконно, не уведомляя должным образом о своём присутствии коммунальные организации.

Помимо занятий спортом, как и вся молодёжь, люберы много времени уделяли досугу. Рядом была Москва, столичный высокоразвитый город, полный соблазнов. Подмосковная молодёжь большими компаниями выезжала туда для поиска развлечений, где сталкивалась с местными ровесниками. Естественно, между разными молодёжными группами возникали конфликты.

В Москве с одной стороны обыкновенно выступали ребята с рабочих окраин, а с другой – более обеспеченные и «продвинутые» столичные неформалы: металлисты, панки, хиппи, брейкеры, скейтбордисты. Глядя на их манеру одеваться, вести себя и проводить время уже сплочённые к тому времени люберы образовали собственную субкультуру.

Проблемные «патриоты»

Люберы стали перенимать субкультурные повадки своих оппонентов – по-особому одеваться, использовать атрибутику и культивировать интересы. Собственно, с последним проблем не возникло – во главе угла уже давно был спорт. Отличительной одеждой люберов стали клетчатые штаны советского производства, которые они противопоставляли неформальным иностранным джинсам, телогрейки и вязаные шапочки, не стесняющие движения в драках. Кроме того, люберы часто носили на одежде значки с официальной символикой СССР.

Немалую роль в формировании люберов, как субкультуры, сыграло появление в СССР небольших групп неофашистов. Известно, что 20 апреля 1979 и 1981 годов они устраивали уличные акции с празднованием дня рождения Гитлера. В итоге 20 апреля 1982 года на Пушкинской площади люберы разогнали неофашистов при поддержке московской милиции.

С того времени движение люберецкой молодёжи получило антифашистскую и патриотическую направленность. Некоторые люберы начали видеть в выездах в Москву «борьбу за идею» против неформалов, культивирующих «западные ценности». Меньшая часть люберов вдобавок выступала против алкоголя и наркотиков среди молодёжи. При этом многие по-прежнему не придавали поездкам в Москву никакого идеологического значения.

Хотя изначально сотрудники милиции лояльно относились к люберам, любовь новых неформалов к дракам и другим нарушениям общественного порядка постепенно превратили их в новую проблему и вызывали всё больше неприятия у правоохранительных органов.

С экрана – в пучину криминала

С лета 1986 года о новой субкультуре начала писать советская пресса. Именно благодаря журналистам название «любер» распространилось по всей стране и стало нарицательным. «Люберами» начали называть себя симпатизирующие выходцам из Люберец молодые жители окраин столицы и Подмосковья. Люберы потеряли свою географическую привязку, к 1987 году движение стало массовым, его представители появились во многих центральных городах СССР.

Весной 1987 года в Москве неоднократно фиксировались стычки различных молодёжных группировок, одной из сторон конфликта непременно были люберы. Порой в беспорядках участвовало по несколько тысяч человек.

Примечательно, что люберы стали героями песен музыкальных групп, которые слушали их оппоненты. Наиболее известные композиции – «Эй, брат любер!» «Гражданской обороны», «Любер Юбер» «Объекта Насмешек», «Мама, я любера люблю» ДДТ, «Бей правой, любер» ГПД, «Клетки» и «Люберцы» «Любэ». Однако из среды люберов музыкантов по понятным причинам не вышло, слушали они примерно то же, что другие неформалы.

К концу 80-х – началу 90-х годов образ люберов перекочевал и на киноэкран. Стоит отметить произведение «Беларусьфильм» 1988 года «Меня зовут Арлекино», где показана группа белорусской провинциальной молодёжи, повторяющая поведение столичных люберов. В 1990 году на Ленфильме создали фильм «Бакенбарды», показывающий приобщение группировки люберов к наследию Александра Сергеевича Пушкина. Люберецкой эстетикой пронизан и фильм режиссёра Павла Лунгина «Луна-парк», показанный в основной программе Каннского кинофестиваля 1992 года.

Однако к моменту выхода «Луна-парка» субкультуры люберов уже не существовало. В конце 1989 года, с началом масштабных перемен в стране, движение пошло на спад – идеи противостояния Западу и здорового образа жизни потеряли актуальность под натиском перемен во всех сферах общества. Своей музыки и иных культурных ценностей у люберов не было, любимая одежда вышла из моды. В итоге часть люберов ушла в спокойную жизнь, часть занялась криминальной деятельностью, пополнив ряд преступных группировок, в том числе, собственно, Люберецких. Как водится, 90-е большая часть «братков» не пережила.

Теперь о люберах напоминают только те самые песни рок-групп из 80-х, несколько подзабытых фильмов и название их «колыбели» – подмосковного города Люберцы.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru