Хорезм. Великое государство Средней Азии — LegendaPress

Хорезм. Великое государство Средней Азии

Хорезм — древнее государство и регион Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья.

Как не было бы Египта без Нила, также не было бы Хорезма без Амударьи. По некоторым оценкам, ранее Амударья по рукаву Узбой впадала в Каспийское море, а река Тургай — в Арал. Наличие Амур-Дарьинского оазиса позволило создать систему ирригации, что и послужило источником процветания региона. Истоки этой поистине великой реки находятся на высоте пяти тысяч метров в за снежных высокогорьях Памира и Гиндукуша.

Современные хорезмийки
Современные хорезмийки

Хорезм впервые упоминается в источниках с VII века до н. э. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь.

Столицами Хорезма были:

  • Топрак-кала,
  • 305—1096 Кят;
  • 1097—1221 Ургенч;
  • 1212—1220 Самарканд;
  • 1231—1573 Ургенч;
  • 1573—1924 Хива.

С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Гургандж, а со второй половины XVII века — столицей стала Хива. Соседние государства — Согд, Бактрия, Хорасан, Мавераннахр (с 7-го века).

Городища древнего Хорезма, около 5 в д.н.э.
Городища древнего Хорезма, около 5 в д.н.э.

Исследователи по-разному объясняют топоним «Хорезм». И в исторических источниках он толкуется по-разному. Например, в священном писании зороастризма «Авесте» Хорезм известен под названием «Хвайризем»; на римском языке и латыни – «Хорасмиё»; на древнем персидском – «Уварзмиш»; на арабском – «Хваризм». Исходя из первой части «хур», что по-персидски означает «солнце», русский востоковед П.С. Савельев переводит «Хорезм» как «солнечная земля». С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте, в словаре иранского учёного Деххода слово «Хорезм», описывается как сокращённое от «колыбель народов арии».

В своих исторических работах «Хронология» Аль-Бируни, относит древних хорезмийцев к персидскому древу. Подробнее об этногенезе читайте далее.

Голова воинственной богини II–III века н. э.
Голова воинственной богини II–III века н. э.

С периода античности и в течение всего средневековья Хорезм посещало большое число путешественников и дипломатов из Китая, Западной Европы и стран Передней Азии.

Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт.

Для того чтобы завоевать эту воспетую в легендах богатую страну, совершали свои походы Ахеменидские цари и Александр Македонский. Наступления могучих эфталитов, колонизация и господство мощных сельджукидов, победоносные войны с каракитаями в средневековье свидетельствуют об огромном авторитете Хорезма.

Хорезм в период наивысшего могущества

Хорезм в период наивысшего могущества

Этногенез хорезмийцев

Этногенез хорезмийцев насчитывает по крайней мере 8 тысячелетий, в течение которых происходило смешение разных племен и народов.

Несмотря на длительную историю, хорезмийцы, живущие в составе Узбекистана до сих пор считают себя самостоятельным этносом, отличным от узбеков со своими традициями и языком, являющимся диалектом узбекского языка.

В древнейшее время основные волны миграций шли с предгорий Памира, Минусинской долины и с ближнего востока.

Хорезмийка

Вероятно, первые обитатели хорезмийского оазиса пришли с предгорий Памира, следуя за течением Амурдарьи. Другая часть племен пришла с Ближнего Востока, советский востоковед Толстова считала, что с территории Месопотамии. Третий компонент был связан с дравидийскими племенами. Известно, что дравидийцы служили в армии хорезмийцев.

С. П. Толстов — историк и этнограф, профессор, писал следующее:

Древние хорезмийские племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и которым принадлежали создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

Также в древности большое влияние оказали скифско-массагетские племена.

В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами, не исключая, что в этой цепи находились и племена гетов. Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Древняя история Хорезма

В низовьях Амударьи и Сырдарьи жили племена, обладавшие единой культурой охотников и рыболовов, известной под названием Кельтеминарской и относящейся к IV–III тыс. до н. э. Культура названа по находкам у канала Кельтеминар в Каракалпакии.

Отдельные предметы, характерные для Кельтеминарской культуры позволяют установить культурные связи древнего хорезмского населения с племенами соседних Казахстана, Сибири, Индии и Ирана. К примеру, в могилах Минусинского края, относящихся к III тыс. до н.э. обнаружены изделия, изготовленные из Амударьинских ракушек, а на стоянках Кельтеминарской культуры найдены ожерелья, изготовленные из ракушек из Индийского океана. Эти факты являются свидетельством того, что еще в ранние периоды истории хорезмийцы активно взаимодействовали не только с близкими, но и с далекими соседями.

Хивинское украшение
Хивинское украшение

Находки на памятнике Джанбас 4 развалин жилищ показывают, что кельтеминарцы постепенно начали переходить на оседлый образ жизни. Эти жилища имели конусообразную форму. Центральный столб хижины достигал в высоту 24 м, а маленький опорный столб – почти 17 метров. Остальные же столбы – 8–10 метров. Стены были каркасными, а крыши жилища накрывались камышом. Стропила устанавливались вплотную, сверху хижины накрывались камышом. Известно, что подобный метод строительства применялся племенами в Африке, в Океании и в Америке.

Стоянка кельтеминарской культуры с остатками больших каркасных домов, III тыс. до н.э.,
Стоянка кельтеминарской культуры с остатками больших каркасных домов, III тыс. до н.э.,

В хижине проживало примерно 100–120 человек, принадлежавших одному материнскому роду. По мнению С.П. Толстова, это жилище было священным местом, где проживал староста общины (вероятно, женщина), обслуживавший этот религиозный центр. Найденное недалеко от памятника Джанбаскала небольшое скульптурное изображение женщины (Анахиты), позволяет судить о раннем вероисповедании кельтеминарцев.

Перед жилищем находилось священное место, где постоянно горел огонь, о чем говорят участки сильно обгорелой земли на барханах. Очаг имел диаметр около одного метра и глубину полметра.

Такая же картина характерна и для более поздней, тазабагъябской культуры Хорезма (середина II тыс. до н.э.). Следы этих культур были найдены на барханах и такырах Кызылкумов.

Керамика тазабагъябской культуры, середина II тыс. до н.э.
Керамика тазабагъябской культуры, середина II тыс. до н.э.

Специфические особенности керамики тазабагъябской культуры говорят о том, что хорезмийский неолит и бронзовый век Хорезма примыкает не к бронзовому веку степной зоны Восточной Европы, Казахстана и Сибири. Ближе всего тазабагъябская культура может быть сопоставлена с исследованным западным вариантом андроновской культуры, которую традиционно относят к предковой культуре индоевропейцев. Материалы могильника Кокча-3 показали присутствие андроновских, восточно-средиземноморских и индийско-дравидийских антропологических типов.

Реконструкция головы мальчика, сделанная по черепу, найденному в одном из погребений могильника Кокча 3 (реконструкция Г.В. Лебединской), погребение датируется 13—11 вв. до н.э.

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

История древних хорезмийцев связана с двумя большими этническими группами: сако-массагетами низовьев Амударьи и древних хорасмиев, мигрировавших 3 тысячи лет назад из южных областей Центральной Азии. По мнению Л.С.Толстовой, существовали предания жителей Приаралья, которые связывали свое прошлое с южными регионами — Месопотамией, что возможно связано с историей древней Митани.

В VIII-VII вв. до н.э. нa тeрpитoрии Хорeзмскогo оазиса жили две гpyппы paннeсaкскиx племен: мешеклинская и куюсaйcкaя, oтличaвшиеся кoнcтpyкцией пoгрeбальных соoружений и погpeбaльным oбpядoм. Постепенно они интегрировались с оседлым населением.

На стоянках амирабадской культуры (9—8 вв. до н. э.) эпохи бронзы, особенно на раскопках памятников Чирикрабата, обнаружены вооружение и конское снаряжение, что свидетельствуют о наличии в Хорезме во II тыс. до н.э. определенной военной системы и появлении элементов государственности.

Великая Кой-Крылган-кала, с 6 в д.н.э., древнейшая обсерватория
Великая Кой-Крылган-кала, с 6 в д.н.э., древнейшая обсерватория

В середине VI века до н. э. Хорезм был завоеван Киром Вторым и включен в состав империи Ахеменидов. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 года до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Хорезмийский солдат на службе у Ахеменидов 470 г. до н.э.
Хорезмийский солдат на службе у Ахеменидов 470 г. до н.э.

Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм в конце V в. до н.э. обрёл независимость от Ахеменидов. Как пишут греческие историки Ариан и Курций, хорезмский царь Фарасман, со своей конной армией в количестве 1500 воинов, появившись в Бактрии в 329–328 гг. до н.э., встречается с Александром Македонским и предлагает ему стать его союзником. В произведениях Страбона упоминается народный герой Спитамен, выходец из Согда, который, потерпев поражение в бою с Александром Македонским, отступает в Хорезм.

Образцы хорезмийской письменности, II-III вв. и примеры арамейского письма
Образцы хорезмийской письменности, II-III вв. и примеры арамейского письма

В V веке до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Хорезмийский язык — один из восточноиранских языков, близкородственные ему язык считается языком памирцев.

Хорезм в античности и Средневековье

Основной религией древних хорезмийцев была разновидность зороастризма. Хорезмийцы также поклонялись небесным светилам и месопотамской богине Нане (Иштар).

Серебряное блюдо из Хорезма с изображением многорукой богини Наны, 658 г.н. э

При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей. Подобные оссуарии — свидетельство уникальности культуры Хорезма, больше они нигде не встречаются.

Глиняные оссуарии Хорезма
Глиняные оссуарии Хорезма

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Историки Ариан и Курций писали, хорезмский царь Фарасман, со своей конной армией в количестве 1500 воинов, появившись в Бактрии в 329—328 гг. до н. э., встречался с Александром Македонским и предлагал ему стать его союзником.

Хорезм IV век до н. э. — III век н. э. был могущественным государством. Во II в. до н. э. был захвачен кочевыми племенами.

Городище Топрак-кала — выдающийся памятник истории и культуры на территории древнего Хорезма и современного Узбекистана. На Топрак-кале изучены остатки «Священного дворца» царей Хорезма II—III вв. н. э. Это ключевой памятник важный для понимания истории, искусства и религии Центральной Азии. Дворец находился в северо-западной части города и занимал площадь 180×180 м. Его окружали стены толщиной до 10 м. Раскопками раскрыто около 150 помещений дворца. В их числе обширные залы и святилища, украшенные настенными росписями и глиняными барельефами.

Настенные росписи Топрак калы, II—III века
Настенные росписи Топрак калы, II—III века

На стенах изображены фигуры плачущих женщин и другие обломки сюжетных и орнаментальных росписей. В комплекс находок входят некоторые украшения, оружие, монеты и шесть датированных документов из архива, найденного во дворце. Датированные документы с Топрак-калы относятся к III в. н. э. Топрак-кала была династическим центром, быть может, одной из царских резиденций.

В начале IV века, при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.

С III века нашей эры в Хорезме отмечены представители народа гуннов.

В конце 4 века на территории южного Хорезма — Хазараспе появились хиониты, представлявшие собой конгломерат тюркских и ираноязычных племен.

Хорезм в 4 веке, рядом Хиониты

Основным тюркоязычным этносом Хорезма начиная с VI века становятся тюркские племена, так как Хорезм находился в зависимости от Тюркского каганата. C VII века Хорезм был тесно связан с Хазарским каганатом и происходили процессы миграции населения. Хорезмийцев было много в составе гвардии хазарского хакана. Большую роль играли купцы-хорезмийцы.

В источниках сообщается о беспрестанных войнах огузов с Хорезмом. Бируни рассказывает, что каждую осень хорезмшахи отправлялись в поход, «отгоняя тюрок-гузов от своих границ и охраняя от них окраины своих стран». Против огузских набегов вдоль границ Хорезма была воздвигнута линия сторожевых башен и крепостей. Длинная цепь таких башен шла вдоль обрывов Устюрта.

Первые набеги арабов на Хорезм относятся ещё к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Памятник Аль-Хорезми (786 — 850) . Аль-Хорезми написал трактат по арифметике, который назывался «Об индийском счёте», который положил начало современной позиционной системе счисления и ввел понятие нуля. Индийцы называли этот знак «сунья» («пустота»). Аль-Хорезми перевел его на арабский словом «сифр», имеющим то же значение.

Ученый, врач и один из крупнейших ученых мусульманского Востока Авиценна — Абу Али ибн Сина в 997 году переехал из Бухары в Хорезм, где прожил 15 лет до 1012 года. В 997—998 гг. Бируни вел переписку с Ибн Синой по различным вопросам космогонии и физики, воплощенную в форме вопросов и ответов. Основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались в Хорезме и в Ургенче. «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 г., а закончен около 1020 г.

Абу Али ибн Сина (980-1037), памятник в бухаре
Абу Али ибн Сина (980-1037), памятник в бухаре

В 1017 году Хорезм был подчинён султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоёван туркменами-сельджуками.

Территория Хорезма является одним из центров формирования туркменского этноса. В XIII веке туркмены (огузы) начинают играть ведущую этническую роль в Хорезме и становятся основным тюркским этносом государства в течение последующих нескольких веков.

Государство Хорезмшахов

Основателем новой династии в Хорезме стал Ануш-Тегин. Данные о его происхождении расходятся.

По данным современника хорезмшаха историка ан-Насави, потомок Ануштегина — Султан Алауддин хорезмшах считал себя тюрком. По другой версии иранского историка Рашид-аддина, Ануштегин был из огузского племени бегдили, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Турецкий востоковед Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З. В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени. Кто из них прав решать вам.

Его преемник Ала ад-Дин Атсыз постоянно стремился избавиться от протектората сельджукского султана Санджара. В 1138 году он восстал против своего сюзерена, но был разгромлен Санджаром и вынужден был бежать.

В том же году в Среднюю Азию с востока пришли новые завоеватели — каракитаи под предводительством Елюя Даши.Битва с каракитаями при Самарканде закончилась полным поражением Санджара и его пленением. Хорезмшах Атсыз тут же воспользовался поражением Санджара и зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв, а в 1142 году уже приблизился к Нишапуру.

Однако уже в 1142 году султан Санджар снова заставил Атсыза платить дань, а кроме этого Хорезму пришлось платить дань и каракитаям.

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, Кёнеургенч, Туркменистан
Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, Кёнеургенч, Туркменистан

В 1156 году Атсыз умер, на престоле Хорезма его сменил его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан.

Как и отец, он платит дань сельджукскому султану Санджару и каракитаям. Всего через несколько месяцев после прихода Ил-Арслана к власти, в 1157 году, Санджар умирает, что позволяет Хорезму полностью освободиться от сельджукской опеки.

В 1160-х годах Ил-Арслан присоединяет к владениям Хорезма Дехистан с окрестностями. Ему удается подчинить несколько городов Хорасана, он пытается подчинить себе часть городов Иракского султаната, Мавераннахра. В 1172 году он успешно отражает поход каракитаев на Хорезм. Вскоре после этого Ил-Арслан умирает, а его сыновья Ала ад-Дин Текеш и Джелал ад-Дин Султан-шах начинают борьбу за престол.

После смерти Ил-Арслана престол занял младший брат Текеша Султан-шах, но Текеш отказался признать власть брата и обратился за помощью к исконным врагам хорезмшахов — каракитаям, пообещав им ежегодную дань.

С их помощью Текешу удалось сместить брата и занять трон Хорезма. Придя к власти он приказал умертвить свою мать, поддерживавшую Султан-шаха, самому же Султан-шаху удалось скрыться и ещё в течение двадцати лет тот оспаривал право на власть.

Мавзолей хорезмшаха Текеша, Кёнеургенч, Туркменистан
Мавзолей хорезмшаха Текеша, Кёнеургенч, Туркменистан

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида, западно-сельджукского султана Рукн ад-Дина Тогрула III, а в 1196 — аббасидского халифа Насира. и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 годах завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан.

Суфийский святой Наджм ад-дин Кубра (1145—1221) основал в Ургенче ханагах и братство Кубравия. Из многочисленных учеников ал-Кубра вышли знаменитые теоретики мистицизма и авторы классических трудов по суфизму. Среди них: поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (ум. в 1256 г.), Са’д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (ум. в 1261 г.) и др.

Завоевания Хорема могли бы продолжаться, если бы не появление монголов. В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с „неверными“ и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов.

Золотой динар Мухаммеда II
Золотой динар Мухаммеда II

Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.

Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом на острове Абескун в Каспийском море, где вскоре скончался.

Хорезм в составе монгольской империи и империи Тамерлана

1221 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). Во второй половине XIII века Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии.

В 1359 году северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов впервые обрёл независимость от Золотой Орды.

Отделка мавзолея Тюрабек-ханым работы хорезмийских мастеров времен Золотой орды
Отделка мавзолея Тюрабек-ханым работы хорезмийских мастеров времен Золотой орды

Однако, усилившись, кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура, который претендовал на наследие улуса Чагатая, привёл к конфликту. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромиссную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура.

В 1387 году кунграты Хорезма поддержали поход золотоордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и Мавераннахра. После этого Тимур в 1388 году окончательно присоединил Хорезм в состав своей империи.

Мавзолей Чашма-Айюб, построенный в Бухаре хорезмскими мастерами
Мавзолей Чашма-Айюб, построенный в Бухаре хорезмскими мастерами

Хорезмийские мастера сыграли большую роль в возведении ряда памятников эпохи Тимура и Тимуридов за пределами Хорезма, например, мавзолея Чашма-Айюб — культового сооружения и святого места в историческом центре Бухары. Мавзолей был построен в 1379—1380 годах при Тамерлане мастерами, вывезенными из Хорезма.

Хивинское ханство

По историческим памятникам нам известно, что Хорезмская империя, вплоть до Монгольского нашествия, сохраняла свое величие.

В XV–XVIII веках Хорезм пережил тяжелый упадок. Наступление иностранных завоевателей, непрерывная борьба местных властителей за престол, а также постоянные набеги кочевых племен привели страну в кризисное состояние.

Несмотря на такое трагическое положение, Хивинское ханство и его население возродились на крепком фундаменте древней культуры.

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 — август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем. Хорезмское государство с 1511 года управлялось кочевыми узбекскими племенами под руководством султанов Ильбарса и Балбарса, потомками Йадгар-хана. Они принадлежали к ветви, происходящей от Араб-шах-ибн-Пилада, потомка Шибана в 9-м поколении, поэтому династию также называют Арабшахидами. Шибан в свою очередь был пятым сыном Джучи. Но ни они и ни другие не называли государство Хивинским ханством, только Хорезмом. В русской же историографии государство называется Хивинским ханством.

Портрет Мухаммеда Шейбани Кемаледдин Бехзад, XVI век
Портрет Мухаммеда Шейбани Кемаледдин Бехзад, XVI век

Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.

С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства всегда являлось древнее название — Хорезм.

Хорезмийка
Хорезмийка

В середине XVIII века Хива была разрушена при нашествии Надир-шаха. При узбекском хане Мухаммад Амин-хане (1770—1790) город был восстановлен. При узбекском правителе Аллакули-хане (1825—1842) Хива была обнесена стеной, длина которой составляла 6 километров. Основа нынешнего архитектурного облика Хивы складывалась с конца XVIII вплоть до XX века.

Вхождение Хивы в Российскую империю

В 1870-х годах ханство приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка подчинения Хорезма была предпринята Петром I, пославшим небольшую экспедицию под начальством Бековича-Черкасского в 1717 году. Экспедиция была неудачной, и многие её члены погибли.

Великий визирь хивинского ханства, Ислом ходжа (1872-1913)
Великий визирь хивинского ханства, Ислом ходжа (1872-1913)

В XIX веке напряжение между Российской империей и Хивой росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях. В 1860-х годах начался процесс завоевания узбекских ханств. В 1868 году был подчинен Бухарский эмират, после этого настала очередь Хорезма. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 года под руководством генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана силами четырёх отрядов, выступивших в конце февраля и начале марта из Ташкента, Оренбурга, Мангышлака и Красноводска.

Мухаммад Рахим-хан II, 1896
Мухаммад Рахим-хан II, 1896

Хива была взята 29 мая и Мухаммад Рахим-хан II сдался. Гендемианский мирный договор, подписанный 12 августа 1873 года, определил статус ханства как российский протекторат. Все земли ханства по правому берегу Амударьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилась на внутренней жизни ханства.

В 1918 году в ходе государственного переворота на престол был возведён поледний хан Хивы, Саид Абдулла-хан (1918—1920 годы). Реальную же власть получил Джунаид-хан, совершивгий переворот.

Последний хан Хивы, Саид Абдулла-хан (1918—1920 годы),
Последний хан Хивы, Саид Абдулла-хан (1918—1920 годы),

Осенью 1919 года лидерами большевиков было принято решение о свержении власти хивинского хана. В Хорезм были направлены хорошо вооружённые войска Красной армии. К началу февраля 1920 года армия Джунаид-хана была полностью разгромлена.

В 1920 году Саид Абдулла-хан был арестован ЧК. 2 февраля 1920 года отрёкся от престола и был выслан на вечное поселение в Кривой Рог, жил в посёлке Гвардия шахтоуправления «Гвардия», где и умер.

Хорезмская народная советская республика была создана в феврале 1920, в результате Хивинской революции, однако уже 27 октября 1924 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий в поймах полноводной Амударьи культура Хорезма по праву принадлежит к величайшим достижениям мировой цивилизации.

Архитектурный ансамбль Ичан-кала
Архитектурный ансамбль Ичан-кала

Венцом культурных достижений жителей хорезмского региона по праву считается всемирно известный архитектурный ансамбль Ичан-кала, который одновременно стал и своеобразной сокровищницей замечательных музейных коллекций.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru