Изобретения древнего Рима, которые до сих пор в ходу — LegendaPress

Изобретения древнего Рима, которые до сих пор в ходу

С некоторыми изобретениями, принадлежавшими древним римлянам и недавно широко используемыми, происходит постепенное угасание в настоящее время

Например, Юлианский календарь, римские цифры и счеты (абак) уходят в прошлое. Однако значительно больше изобретений, придуманных в том же античном Риме, по-прежнему активно используются в наши дни.

Римский мост через реку Мостанице в Черногории, построен в I в. н. э. Современное фото
Римский мост через реку Мостанице в Черногории, построен в I в. н. э. Современное фото

Одно из наиболее ценных достижений, внесенных Древним Римом, заключается в создании высококачественных дорог, образующих обширную транспортную сеть. Только в XIX-XX веках европейская цивилизация смогла повторить это великое достижение. В это же время стали популярными и другие удобства, характерные для древних римлян, такие как городская канализация и водопровод. Еще одним не менее полезным изобретением римлян были городские бани (термы) с парилками и бассейнами. Благодаря дорогам и почтовым станциям, которые были расположены вдоль них, в Риме была создана курьерская служба, которая впоследствии стала предшественником современной почты.

Схема древнеримской системы центрального отопления
Схема древнеримской системы центрального отопления

Еще одним полезным изобретением, принадлежащим древним римлянам, является центральное отопление в домах. Римляне использовали систему подогрева воздуха, пропуская его через специальную печь и распределяя под полом, не только в банях, но и в жилых домах, особенно в местностях с холодным климатом. Например, во время раскопок римской виллы в Британии был обнаружен так называемый «гиппокауст» — система теплого пола, использованная римлянами.

Древнеримская водяная мельница Альболафия в Испании. Современное фото.
Древнеримская водяная мельница Альболафия в Испании. Современное фото.

Римляне не только создавали акведуки, которые стали прототипом современных водопроводных систем. Они также научились использовать поток воды для привода водяных мельниц и других механизмов, включая лесопилки. Современные гидроэлектростанции, развивающиеся из римских водяных колес, превращают энергию реки в электричество. Еще одним римским изобретением, связанным с реками, является понтонный мост. Римские полководцы, включая Юлия Цезаря, активно использовали плавучие мосты для пересечения рек, в том числе таких великих, как Рейн.

Римский бетон. Фрагмент материала стены рынка Траяна, II в. н.э.
Римский бетон. Фрагмент материала стены рынка Траяна, II в. н.э.

Архитектура широко использует множество изобретений, происходящих от римлян. Одним из наиболее значимых из них является бетон, изначально разработанный римлянами. После падения Римской империи секрет его изготовления был утрачен, и только в середине XIX века человечество повторно открыло его. Римляне имели свой собственный рецепт для создания бетона, который включал использование цемента на основе вулканического туфа с добавлением щебня. Бетон широко применялся римлянами в строительстве. Например, знаменитый Пантеон, сохранившийся до наших дней, был построен из этого материала. Его купол остается самой большой ненармированной бетонной конструкцией в мире. Кроме бетона, римские архитекторы придумали сегментную арку, которая и по сей день широко используется в строительстве зданий.

Император Юстиниан на мозаике в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. VI в. н.э.
Император Юстиниан на мозаике в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. VI в. н.э.

Система римского права, характеризующаяся строгим порядком, до сих пор является основой современной юриспруденции. Её развитие заняло приблизительно тысячу лет, начиная с «Законов двенадцати таблиц» (середина V века до н.э.) и продолжаясь до создания «Corpus Juris Civilis» (полный свод гражданского законодательства), собранного императором Восточной Римской Империи Юстинианом в середине VI века н.э. В Риме же появилась первая газета, изначально представляющая собой рукописный информационный листок для сенаторов. Кроме того, римляне придумали книги с прошитым корешком, которые являлись гораздо более компактными и удобными по сравнению со свитками.

Капсарии (санитары) оказывают помощь раненым. Барельеф на колонне Траяна, II в. н.э.
Капсарии (санитары) оказывают помощь раненым. Барельеф на колонне Траяна, II в. н.э.

Римляне внесли значительный вклад в область медицины. Они разработали различные медицинские процедуры, начиная от «кесарева сечения» и до создания медицинских инструментов, таких как кровоостанавливающие бандажи и артериальные хирургические зажимы. Под руководством императора Августа был организован военный медицинский корпус, который стал первым специализированным подразделением в полевой хирургии. Римляне также проводили дезинфекцию хирургических инструментов в горячей воде, что стало распространенной практикой только в XIX веке, когда европейцы открыли это открытие повторно.

Эдил (чиновник) в тоге раздаёт хлеб плебсу. Мозаика из Помпей, I в. до н.э.
Эдил (чиновник) в тоге раздаёт хлеб плебсу. Мозаика из Помпей, I в. до н.э.

Римляне также внесли свой вклад в область социальной защиты, включая поддержку самых малообеспеченных граждан. Выдача хлеба (а иногда денег) плебсу в Древнем Риме предвосхитила современные системы помощи для нуждающихся. Кроме того, римляне разработали городскую планировку с использованием сети улиц, параллельных и ровных, а также впервые в истории применили дорожные знаки. В римской империи для обозначения расстояний до различных населенных пунктов использовались «мильные камни».

Современная реплика древнеримского «такси»
Современная реплика древнеримского «такси»

В Древнем Риме существовала своего рода предшественник фаст-фуда — термополии, которые предлагали быструю и доступную пищу, подобную тому, что предлагается в современных ресторанах типа «Макдоналдс». Кроме того, такси с таксометром также является римским изобретением. Римляне могли перемещаться по городу в коляске с ящиком, в котором был специальный механизм, сбрасывающий камень после проезда определенного расстояния (примерно 200 метров). По завершении поездки пассажир оплачивал стоимость поездки в зависимости от количества накопленных в ящике камней.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru