Как снимали “Сибириаду”. Откровенные сцены, проблемы с законом, триумф на Западе — LegendaPress

Как снимали “Сибириаду”. Откровенные сцены, проблемы с законом, триумф на Западе

На закате 1970-х годов Андрей Кончаловский был известным режиссером не только в СССР, но и за его пределами

Снимать фильм о достижениях социалистического труда, который готовили к показу западной аудитории, доверили именно ему. Никто не думал, что фильм об отечественных нефтяниках превратится в эпохальное и очень смелое полотно, отсылающее зрителя к истории русского народа в целом.

Лента получилась в меру правдивой и в меру приукрашенной, современной и опережающей время, откровенной и невинной, жестокой и мелодраматичной. Она прочно вошла в число величайших творений советского кинематографа. Но как создавалась “Сибириада”: за что актеров забирали в милицию, почему от съемок отказались американские звезды, и у кого Кончаловский так и не смог отнять победу в Каннах?

Ничего не жалко

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Госкино выделило Кончаловскому высокий бюджет, импортные камеры, дорогую пленку, актерам пообещали хорошие гонорары, а художников-постановщиков отправили на обучение в Голливуд. На роли главных героев пригласили настоящих звезд того времени — Людмилу Гурченко, Сергея Шакурова, Никиту Михалкова, Наталью Андрейченко, Виталия Соломина, Елену Кореневу.

Не голливудское это дело

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Андрей Кончаловский планировал пригласить в проект голливудских звезд — Лив Ульман или Ширли Маклейн. Однако договориться с ними у советского режиссера не получилось. Так роль Таи Соломиной досталась как раз Людмиле Гурченко. Никита Михалков шутил, что она за хорошую роль “готова поджечь свой дом и сама принести керосин”.

Три года переездов

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Работа над фильмом растянулась на три года. Натурные съемки проходили в деревне Нагорный Иштан Томской области, а поселение Елань пришлось отстраивать под Тверью, чтобы некоторые актеры могли легко добраться до столицы. Зиму снимали в Ленинграде, кое-что — в Феодосии и на площадках “Мосфильма”. Сцена пожара развернулась на нефтяном полигоне в Татарстане — щедрые нефтяники предоставили одну из своих вышек.

Проблемы с законом

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Во время работы Кончаловский постоянно спорил с Натальей Андрейченко. Актриса была большой любительницей шумных гуляний, и однажды ее, Александра Панкратова-Чёрного и Павла Кадочникова забрали в милицию. Спасло звезд только то, что у Кадочникова было звание “майора всех родов войск” — этот документ ему вручил лично Сталин за роль в “Подвиге разведчика”.

Не эротика, а комедия

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Людмиле Гурченко приходилось сниматься в гипсе. Во время работы над мюзиклом “Мама” актриса упала на катке и сломала ногу. Однако ей нужно было сыграть в интимной сцене с Никитой Михалковым. “Гипсовый сапог” Гурченко очень веселил актера, поэтому на съемках плащ-палатка, которой были укрыты герои, тряслась от смеха.

Странные претензии

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Как Кончаловскому вообще позволили снять откровенную сцену? Изначально он пообещал, что сделает все невинно, но боялся, что момент вырежут. Но представители Госкино оказались сговорчивыми: они попросили лишь подсократить “пикантные” моменты для советского проката. Зато под нож попала сцена с участием члена политбюро Федора Николаевича. Его играл Всеволод Ларионов, который был страшно похож на председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина — все из-за больших родинок на лице.

Старое по-новому

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Андрей Кончаловский был убежден, что фильм нужно сопровождать электронной музыкой. Режиссер дал композитору Эдуарду Артемьеву пластинку греческого музыканта Вангелиса и попросил придумать что-то похожее.

Вдохновение, а не плагиат

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Лента завершается мистическим финалом: старинное деревенское кладбище сносят, а давно умершие Устюжанины и Соломины воскресают. Кончаловский признался, что позаимствовал идею с неожиданным объединением персонажей из фильма “8 с половиной” Федерико Феллини.

Момент истины

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

“Сибириада” делалась не столько для советского проката, сколько для путешествия по заграничным фестивалям. В 1979 году лента отправилась в Канны. Андрей Кончаловский в сопровождении Никиты Михалкова, Людмилы Гурченко и Натальи Андрейченко переживали, что иностранным зрителям картина не понравится. Однако овации после финальных титров были достаточно красноречивыми, чтобы убедить команду в обратном.

Вьетнам против Сибири

Фото: American Zoetrope
Фото: American Zoetrope

На Каннском кинофестивале за главный приз “Сибириада” боролась с картиной Френсиса Форда Копполы “Апокалипсис сегодня”.  За советский фильм выступала председательница жюри, французская писательница Франсуаза Саган, но в итоге “Золотую пальмовую ветвь” получил Коппола. Кончаловский взял Гран-при. Нужный эффект был достигнут: Запад пришел в восторг от советской ленты. Через год после триумфа Кончаловский эмигрировал в США.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru