Как жилось воспитанницам из Смольного института благородных девиц? Историческая экскурсия — LegendaPress

Как жилось воспитанницам из Смольного института благородных девиц? Историческая экскурсия

Однажды в России появилось новое поколение женщин, которые получили прозвище «институтки» или «кисейные дамы»

Ведь они были одеты в выпускные наряды из кисейной ткани. Они были известны своей детскостью, сентиментальностью и эксцентричностью, их эмоции были яркими, бурными и часто неожиданными. Правда, многие их поведенческие особенности могут быть объяснены тем, что они были изолированы от общества на протяжении многих лет.

О ком же идет речь? Вы наверняка догадались!

Мовешки и Парфетки на службу у государства

В 1764 году на территории Петербурга возникло Общество благородных девиц, которое позже превратилось в Смольный институт — первый университет для женщин в России. Создание этого учреждения было настоящей революцией, учитывая, что до этого времени образование для женщин не было приоритетом вообще.

В указе императрицы Екатерины II указывалась задача создания института — подготовка образованных девушек, которые были бы хорошими матерями, полезными членами семьи и общества, способными служить государству. Институт продолжал свою деятельность до 1917 года, даже когда дух Просвещения постепенно угасал.

Студентки Смольного института были разделены на две категории: «парфеток» и «мовешек».

  • «Парфетки» — это те, кто были идеалом в любом аспекте: они были идеальны в своем поведении, умели вести себя вежливо, изящно кланяться и всегда сохранять правильную осанку.
  • «Мовешками» же называли тех, кто не обладал этими качествами. Их могли так назвать из-за небрежностей в своих делах: громкие разговоры, порванные чулки или непослушные волосы. В том времени, когда дисциплина была строгой, умение обойти правила было поистине наукой.

В Смольном институте физические наказания были запрещены, но нарушителям учебного режима устанавливались строгие меры: замена тканого передника на особый тиковый, пересадка за отдельный стол в столовой, где нужно было стоять во время еды, или принуждение к неподвижному стоянию посередине столовой во время трапезы.

Некоторые ученицы нарочно нарушали установленные правила, и такие «безбашенные» мовешки были часто даже более интересны, чем их идеальные сокурсницы-парфетки!

Институтская форма

Цвет формы зависел от возраста учениц. Младшие носили коричневатые платья с передником белого цвета, средние ученицы носили синие платья, а старшие — белые с фартучками зеленого цвета. Одежда пепиньерок, которые оставались в институте после завершения базового курса, чтобы «дорасти» до статуса классных дам, была серого цвета.

Многие девушки получали образование в Смольном институте благодаря стипендиям от частных лиц — такие студентки носили на шее ленточку в цвете своего благодетеля. Например, у подопечных государя Павла I ленты были голубого цвета, а учениц, которых содержали предприниматели Демидовы, оранжевые, ученицы Салтыковых носили малиновые ленты.

Все остальные женские аксессуары хранились в шкатулках или скрывались на груди.

Старые и некрасивые преподаватели, увы

Преподаватели в Смольном институте были строго отобраны — это были женатые мужчины, желательно пожилые, часто с какими-то внешними недостатками.

Они были уважаемы и ценились, не допускали приставания со стороны учениц. Тем не менее ученицы часто выражали свое почтение подарками, вышивкой их инициалов, молитвами за их благополучие.

Обожание кого-то было в порядке вещей в институте, особенно часто встречалось поклонение старшим ученицам или императору.

Как жилось в Смольном?

Условия проживания в общежитии были суровыми: температура не поднималась выше 16 градусов Цельсия, а матрасы были жесткими. Ученицам приходилось вставать в 6 утра, мыться ледяной водой и посещать до восьми занятий в день.

Только самые находчивые могли позволить себе «падать в обморок», чтобы немного отдохнуть в местной больнице. Зимой ученицам было запрещено наступать на снег, и аллеи Смольного были покрыты деревянными досками.

Девушки могли гулять более-менее свободно лишь раз в год, когда их отводили в Таврический сад, при этом всех людей заставляли уйти оттуда. Считалось большим подвигом, если ученица смогла пронести с собой снежок в здание.

Читать нельзя?!

В прошлом Смольный институт был местом, где чтение книг вне учебной программы было категорически запрещено: это было сделано для того, чтобы предотвратить появление «нежелательных» идей и защитить девушек-учениц от порчи нравов.

Для поддержания этой политики седьмая заповедь Божьего Закона («Не прелюбодействуй») часто заклеивалась бумажкой. Ученицам разрешалось читать только специальные издания классических произведений с большим количеством удаленных фраз.

Можно ли было видеться с родителями?

Встречи учениц с родственниками проходили по строгому расписанию и только на глазах свидетелей. Ученицам было разрешено видеть своих родных лишь в течение четырех часов в неделю, только по выходным, только при наличии воспитателей.

Девочки, которые проводили в институте много времени (с 9 до 18 лет), не имели возможности покинуть его стены, чтобы поехать домой. Кроме того, переписка с отцом и матерью тщательно контролировалась: все письма проверялись классными руководителями, чтобы избежать негативного влияния извне.

Однако сохранились свидетельства: чтобы отправить письма, которые не проходили цензуру, достаточно было дать денег экономке.

Родственники не могли забрать своих дочерей из института и прервать их обучение. Редкие встречи с родственниками проходили только с разрешения управляющих и были организованы таким образом, чтобы избежать нарушения установленного порядка.

Рацион

В прошлом Смольный институт предоставлял ученицам достаточно скромное питание без роскоши и излишеств. Рацион на день включал следующие блюда:

  • завтрак — хлеб, масло и сыр, каша на молоке или макарон, чай;
  • обед — бульон без мяса, мясо из супа (? Логика, однако…), пирожки;
  • ужин — чай и булка.

В дни поста, а также в среду и пятницу, рацион был еще более строгим: ученицам предлагали постные супы на крупе, маленький ломоть вареной рыбы (которую они часто называли «мертвечиной») и крошечный постный пирожок.

Однако ученицы могли немного разнообразить свой рацион, покупая дополнительную еду за свой счет, но доступна такая «роскошь» была, конечно, не всем.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru