За кадром фильма «Брат». 20 любопытных фактов о создании культовой кинокартины Балабанова — LegendaPress

За кадром фильма «Брат». 20 любопытных фактов о создании культовой кинокартины Балабанова

Алексей Балабанов – пожалуй, последний большой режиссер отечественного кино. Мастер, которому удалось создать нового героя нашего времени

Данила Багров – это классический герой-одиночка. Бьется за все хорошее, ищет правду в мире, где давно уже нет ни правды, ни справедливости. И вроде бы «лихие 90-е» остались давно позади. Но фильм по-прежнему вызывает интерес. Режиссер очень точно запечатлел атмосферу того мрачного, сумбурного времени. Когда прежней страны уже не было, а новая только рождалась в муках и бандитских разборках. «Брат» – современная классика, которая еще очень долго будет бередить душу. Давайте, вспомним, как создавалось это гениальное кино.

1. Работу над фильмом Балабанов начал исключительно из-за денег. В то время режиссер искал спонсоров на свой проект «Про уродов и людей». Но когда инвесторы прочитали сценарий, то отказали в финансировании. Режиссер решил заработать самостоятельно. В свое время он общался и с бандитами, и с рок-музыкантами. И вспомнил о давней идее показать в одном фильме тех и других.

2. Сюжет должен был строиться на любви главного героя к русской музыке. Поэтому Балабанов очень тщательно подбирал саундтрек к будущей кинокартине. Он решил использовать песни группы «Наутилус Помпилиус». С Бутусовым режиссер был знаком много лет – еще со времен Свердловска.

3. Вячеслав отдал свою музыку для фильма бесплатно. Но поставил условие: Балабанов должен был снять клип для его группы. На просьбу режиссера поучаствовать в съемках откликнулись и другие свердловские, а также питерские рокеры. Среди них были Настя Полева, Сергей Чиграков, Вадим Курылев. Балабанову было важно, чтобы в кино присутствовали настоящие музыканты. Тогда, мол, зрители поверят, что и Данила тоже настоящий.

4. С Сергеем Бодровым режиссер познакомился в Сочи на «Кинотавре». Его очень впечатлила работа молодого человека в фильме «Кавказский пленник». Именно тогда он понял: вот он, его главный герой в фильме «Брат». Заручившись согласием актера, Балабанов отправился к себе на дачу и за считанные дни набросал сценарий. А спустя пару месяцев стартовали съемки. Фильм был снят всего за 31 день.

5. Первоначальный вариант сценария серьезно отличался от того, что получилось в фильме. День рождения рокеры должны были праздновать в той же квартире, где бандиты устроили засаду. А их целью был продюсер, получавший с музыкантов дань за выступления по ТВ. Когда Данила понял, что ликвидируют не только продюсера, но и остальных, то устранил своих сообщников. Бандит по прозвищу Круглый изначально не произносил никаких поговорок. А кавказцы, не заплатившие за проезд, неформалка Кэт и несколько эпизодических персонажей в сценарии вначале вообще отсутствовали.

6. Большую часть эпизодов снимали в Санкт-Петербурге. В качестве родного города главного героя фигурировал Приозерск в Ленинградской области. В кадре засветилась центральная площадь города. А клип про «вечернее платье» снимали на фоне крепости Корела, одной из главных достопримечательностей Приозерска.

7. Бюджет фильма по одним данным составлял 10 тысяч долларов, по другим – около 100 тысяч. Как бы то ни было, средств на производство не хватало. Поэтому экономили буквально на всем. Актеры снимались за мизерные гонорары, а некоторые вообще согласились работать бесплатно.

8. Создателям фильма помог счастливый случай. В Питере американцы тогда снимали свою версию «Анны Карениной» с французской актрисой Софи Марсо в главной роли. И забыли целую коробку пленки «Кодак». На эту пленку Балабанов и снял свой фильм.

9. Персонажи Татарина и Светланы были придуманы специально под Виктора Сухорукова и Светлану Письмиченко. С обоими артистами Балабанов работал ранее. А с Сухоруковым они как-то жили в одной коммуналке. Сцены с Юрием Кузнецовым сняли всего за 4 дня. Причем, в кадре были настоящие бездомные. Один из бомжей узнал Кузнецова и подумал, что известный актер тоже оказался на улице.

10. Актера Андрея Федорцова Балабанов приметил на «Ленфильме», когда тот безуспешно пытался получить хоть какую-нибудь работу. Режиссер попросил его изобразить испуг. Вышло очень натурально. Так артист получил роль режиссера Степана.

11. Из-за ограниченного бюджета экономили даже на реквизите. Светлана Письмиченко снималась в собственной клетчатой рубашке и кофте. А тот самый свитер для героя Бодрова супруга режиссера Надежда Васильева (в съемочной группе она была художницей по костюмам) приобрела в секонд-хенде за 35 рублей. Для Татарина жена Балабанова принесла реквизит из собственного гардероба – купленное в Германии зеленое пальто. Желтый пиджак одолжил брат актрисы Анастасии Мельниковой, а забавный цветастый галстук дал поносить отец Васильевой.

12. Актер Сергей Мурзин, сыгравший бандита Круглого, который в фильме цитировал поговорки, явился на кинопробы в малиновом пиджаке и с большой золотой цепью на шее. Артиста сразу же утвердили на роль. Мурзин так здорово изобразил своего персонажа, что питерская братва позже подарила ему новенькую иномарку. До этого актер ездил на видавшей виды «пятерке».

13. Неформалку Кэт сыграла актриса Мария Милютина, на тот момент студентка театрального вуза. В реальности на свою героиню она была совершенно не похожа. Никогда не носила косуху и не разговаривала на молодежном сленге. На момент съемок девушка ждала ребенка. Роль недалекой питерской тусовщицы для нее стала большим физическим испытанием и творческим вызовом. Косуху ей одолжила Настя Полева, а берцы – дочь оператора фильма Сергея Астахова.

14. Создатели фильма из-за недостатка средств не могли привлечь каскадеров. Поэтому все трюки актеры выполняли самостоятельно. Светлана Письмиченко сама управляла трамваем, а Сергей Бодров сам в него запрыгивал.

15. Во время съемок знаменитой сцены с кавказцами Бодров долго спорил с Балабановым. Очень не хотел произносить ту самую фразу, которая позже ушла в народ. Актер был очень интеллигентным и в реальной жизни никогда бы так не сказал.

16. Фрагмент с публикой на концерте «Наутилуса Помпилиуса» был снят во время реального шоу. Но только в Москве и на концерте другой группы – «Чиж и Ко». Вячеслава Бутусова же, исполнявшего песню «Хлоп-хлоп», снимали отдельно. Сцены с режиссером Степаном и Бутусовым, который ошибся дверью, снимали в квартире Балабанова. Обрез главный герой делал себе в бывшей квартире супруги режиссера. А выздоравливал после ранения на квартире у Юрия Шевчука.

17. Во время съемок сцены с мужем Светланы Павлом Евграфовичем произошел неприятный инцидент. По недосмотру пиротехников заряды в обрезе были настоящими. Актер Владимир Ермилов получил реальные травмы. Тот случай на «Ленфильме» вспоминают до сих пор. А сам Бодров после этого на съемках всегда стрелял мимо цели.

18. Когда пришла пора работать над последней сценой, где Багров ловит фуру, то оказалось, что некому садиться за руль. Ни один из артистов не умел водить тяжелую технику. Тогда за баранку сел оператор Сергей Астахов.

19. Виктора Сухорукова озвучивает актер Алексей Полуян. В фильме он сыграл персонажа, который стреляет в Данилу и попадает в плеер. Маму братьев Багровых озвучила актриса Нина Усатова. Балабанов потом не раз использовал такой прием в своих следующих картинах. Считал, что «перемешивание» артистов придает его работам дополнительный драйв.

20. Те, кто хорошо знает Петербург, наверняка замечали в фильме некоторые странности с пространством. Спасаясь от погони, Данила забегает во двор в одной части города, а выбегает – в другой. Трамвай в сцене с кавказцами ездит туда-сюда по Васильевскому острову. Но для Балабанова была важнее не фактическая точность, а смысловая нагрузка. Чтобы локации идеально вписывались в кадр и создавали определенную атмосферу. И режиссеру это удалось. Сегодня гиды в Питере даже проводят экскурсии по «балабановским местам».

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru