В чем секрет скрипок Страдивари? — LegendaPress

В чем секрет скрипок Страдивари?

Скрипки, изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари, в музыкальном мире считаются эталоном

Звук, который они порождают, невероятно чист, некоторые специалисты улавливают в музыке, «воспроизводимой» этими скрипками, едва слышные человеческому уху нотки, не похожие ни на что на свете, но божественно прекрасные.

Возможно, эти «спецы» немного сгущают краски и придумывают то, чего нет, но факт остается фактом – скрипки Страдивари стоят сотни тысяч, а то и миллионы долларов, и… простому обывателю не понятно, за что коллекционеры платят такие огромные деньги. Дело в том, что не специалист в области музыки, скорее всего, не почувствует разницу между звучанием простого инструмента и скрипки Страдивари.

Сразу скажем, что Страдивари не продавал душу дьяволу. Он всю жизнь посвятил изучению своего ремесла, не боялся экспериментировать, проявлял удивительную трудоспособность. Именно это помогло ему и его скрипкам войти в историю, нечистая сила не при делах 🙂

Анна Егорова «Портрет Антонио Страдивари»

Анна Егорова «Портрет Антонио Страдивари»

Путь мастера

Родной город Страдивари – Кремона, что в Ломбардии. Отец и мать будущего мастера к музыке и музыкальным инструментам отношение имели слабое, если вообще имели, но людьми были не то чтобы совсем богатыми, но и не сильно бедствовали. Этакие итальянские середнячки XVII столетия (по некоторым данным они были нищими, но оснований эта версия не находит). Жизненный же путь Антонио решился еще в возрасте 13 лет – он попал в услужение к Николо Амати, известному скрипичному мастеру своего времени, и некоторое время работал на него бесплатно, обучаясь ремеслу создания музыкальных инструментов.

До самого 1667 года Страдивари перенимал опыт именитого мастера, а потом обзавелся семьей, женившись на дочери местного рыбака, и, собравшись с деньгами, открыл свою личную мастерскую музыкальных инструментов. Интересно, что до этого времени (до 1667 г.) скрипки мастера были подписаны не простым именем, а с приставкой «ученик Николо Амати». После же этого момента подпись пропала, Страдивари стал полностью самостоятельным мастером, хотя большую часть тех самых уникальных и невероятно дорогих скрипок он сделает еще не скоро – на закате лет, в возрасте за 60.

Виктор Бобров «Страдивари изучает инструмент»

Виктор Бобров «Страдивари изучает инструмент»

Секреты легендарных скрипок

Первое время Антонио делал музыкальные инструменты в точности так, как научил его Амати. Плохо ли это? Нет, это отлично! Николо был великолепным мастером своего дела, он смог привить Страдивари те навыки и те индивидуальные черты (что-то вроде авторского почерка), которые в итоге и дали ему возможность творить настоящие шедевры. Первый свой эксперимент с материалами и формой заготовок для музыкального инструмента Антонио поставил в 1683 году, и поначалу не отказывался полностью от «образца» своего учителя. Однако, все исследователи согласны с тем, что скрипки периода 1683-1690 гг. постепенно становились все крупнее и массивнее. Обобщенное название инструментов этого времени – «аматизе».

С 1691 г. Страдивари начал активно развивать индивидуальный стиль, наращивал количество производственных экспериментов:

  • подбирал разные породы дерева;
  • «играл» со структурой древесины, ее влажностью, возрастом и пр.;
  • постоянно корректировал состав средств для обработки готовых инструментов, в первую очередь, защитных – от насекомых, грибков и т.п.

Одна из «фишек» скрипок Страдивари – так называемое «удлинение», благодаря которому можно расширить диапазон звучания инструмента.

Эдгар Банди «Антонио Страдивари за работой» / Частная коллекция
Эдгар Банди «Антонио Страдивари за работой» / Частная коллекция

Почти всю жизнь мастер потратил на то, чтобы сделать идеальную скрипку. Закончил он этот эпохальный труд только в 1704 году, и начиная с этого момента свои инструменты он делал преимущественно из ели, а с 1717 из сорта этого дерева «хазельфихте». И вот тут главная загадка – никто из исследователей до сих пор не понял, что определяет безупречное звучание скрипок Страдивари. Скорее всего, достигалось это сочетанием ряда приемов и факторов:

  • особой обработкой древесины;
  • определенной толщиной деки;
  • составом, которым мастер обрабатывал инструменты;
  • условиями, в которых хранились материалы.

И многое другое – рецепт этот сложнейший, и воспроизвести его пока не смог никто.

Куда пропал секрет?

Согласно мнению некоторых обывателей, Антонио Страдивари намеренно держал технологию производства своих музыкальных инструментов в тайне, желая, чтобы она ушла вместе с ним неразгаданной. Однако, это заблуждение – у мастера было трое учеников: двое сыновей Омобоно и Франческо, а также Карло Бегонци, будущая легенда скрипичного дела. Многие годы он учил их своим секретам, передавал знания, не держал в тайне технологию производства скрипок. Казалось бы, потеряться «рецепт» уже не мог, однако, случилось непредвиденное…

Из всех троих учеников более или менее приблизиться к уровню учителя смог только Бегонци. Его скрипки были в свое время шедевром, ныне они ценятся среди коллекционеров немногим меньше, чем инструменты самого Страдивари, но повторить и, тем более, превзойти мастера он не смог. Поняв, что технология была ими искажена, ученики великого Антонио не стали передавать его секрет дальше. После их кончины во всем мире не осталось ни одного человека, который мог бы совершенно точно сказать, откуда у этих скрипок такое чудесное звучание!

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru