Как поляки гордятся победой над Россией, которой не было - загадка картины Яна Матейко — LegendaPress

Как поляки гордятся победой над Россией, которой не было — загадка картины Яна Матейко

Во время недавнего визита президента Украины Владимира Зеленского в Польшу, глава последней Анджей Дуда продемонстрировал коллеге картину

Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом», что хранится в Королевском замке.

Фотографии, на которых Зеленский и Дуда рассматривают полотно, облетели все мировые СМИ и сопровождались провокационными призывами вспомнить эпизод далекой Ливонской войны, а именно осаду Пскова. Что ж, почему бы и не вспомнить…

Блестяще, но исторически несправедливо

Но начнем с сюжета картины. Валентин Пикуль, который, надо сказать, весьма критически отзывался о действиях Ивана Грозного в той войне, назвал полотно «блестящим, но исторически несправедливым». А ту оборону Пскова писатель охарактеризовал как «самую непорочную страницу народного мужества».

Осажденные мало того, что не забоялись многочисленного польского войска, но и регулярно тревожили его вылазками, совершив 46 нападений на стан врага.
Осажденные мало того, что не забоялись многочисленного польского войска, но и регулярно тревожили его вылазками, совершив 46 нападений на стан врага.

Тогда, в 1581-1582 гг., 50-тысячное войско Речи Посполитой, усиленное несколькими десятками крупных артиллерийских орудий (небывалая редкость и мощь по тем временам) почти полгода простояло под стенами русской крепости, обороняемой 8-10 тысячами человек, включая городское ополчение. Теряя каждый день несколько десятков человек, а во время штурмов и вылазок обороняющихся — сотни и тысячи, поляки так и не смогли взять город и отступили, вынужденные заключить перемирие.

Посольство, которого не было

Сюжет картины — переговоры между враждующими сторонами, которые начались еще во время осады. Ян Матейко изобразил восседающего на походном троне польского государя Стефана Батория, перед которым склонились представители русской делегации: коленепреклонный владыка Киприан и сгорбившийся Григорий Нащокин. В центре полотна — выступавший посредником папский легат иезуит Антонио Поссевино. К слову, он единственный, к чьей фигуре почти не возникает вопросов.

Картина сильно пострадала во время Второй мировой войны. После ее восстанавливали три года буквально по кусочкам.
Картина сильно пострадала во время Второй мировой войны. После ее восстанавливали три года буквально по кусочкам.

Сам Баторий, понеся тяжелые потери и убедившись, что Псков ему не взять, еще осенью уехал в Вильно, забрав с собой наемников. Видимо «свои» — польские и литовские отряды — он ценил меньше. Уменьшившееся в два раза войско осаждающих уже не то что не рассчитывало взять город, но и рисковало быть изрядно потрепаным. Полякам было крайне необходимо перемирие, для заключения которого под Псков и прибыл Поссевино. Хоть формально иезуит был посредником, фактически он представлял интересы Батория и в своей риторике был жесток и надменен.

Что касается других участников этого «исторического сюжета», то владыка Киприан прославился при обороне Полоцка в 1579 году, где и был взят в плен поляками. Дальнейшая его судьба неизвестна. А Нащокин с мирными инициативами встречался с Баторием в Литве еще до псковской осады — летом 1580 года. Переговоры же, завершившие Ливонскую войну 1558—1583 года, проходили в поселении Запольский Ям, что в 150 километрах от Пскова.

Боевая ничья

Так в двух словах можно описать итоги Ливонской войны. Противники остались при прежних — довоенных — территориях и границах. Но при этом была достигнута важная политическая цель — разгромлен и навсегда перестал существовать Ливонский орден — давний враг Руси, форпост католической экспансии на Восток. Впрочем, главные столкновения России и Польши были еще впереди. Речь Посполитая просуществовала два века и в 1795 году была окончательно поделена между Австрией, Пруссией и Россией.

Кстати, Елизавета Батори, известная как Кровавая графиня, была племянницей Стефана Батория.
Кстати, Елизавета Батори, известная как Кровавая графиня, была племянницей Стефана Батория.

Яну Матейко повезло родиться в Вольном городе Кракове, который по сути тогда был автономной республикой под общим управлением трех вышеозначенных империй. Но, когда парню было 8 лет, и этой автономии не стало. Сыну чеха и польки не оставалось ничего другого, как тешить себя воспоминаниями о некогда великом прошлом своей родины, чем он и занимался всю свою жизнь. И картину «Стефан Баторий под Псковом» писал в 1869-1872 гг. в угоду русофильским настроениям тогдашней Европы. Неудивительно, что после ее презентации в Париже, собравшей массу восторженных откликов, Матейко был избран почетным членом Института Франции и Берлинской академии искусств. А позже возглавил и Пражскую академию художеств.

Не надо иллюзий — выстави это «историческое полотно» сегодня где-нибудь в Париже или Лондоне, эффект был таким же. Но делать этого поляки пока не спешат, оставляя при себе влажные мечты, рождающиеся у них при взгляде на сюжет альтернативной истории. Вот и Зеленскому разрешили немного помечтать — было, мол, время, когда русские послы стояли перед польским королем на коленях и выпрашивали мира. Что говорите? Не было?! Не надо «искажать историю»…

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru