Кругом обман. Почему в музеях и на рынке антиквариата так много подделок, даже если их просто выявить? — LegendaPress

Кругом обман. Почему в музеях и на рынке антиквариата так много подделок, даже если их просто выявить?

Коллекционирование древних предметов искусства изначально выглядит несколько странно. Что хотят показать люди, покупающие их?

Хороший вкус, духовную связь с погибшей тысячи лет назад цивилизацией, высокую степень интеллекта? Большинство этих собирателей, кстати, даже не догадываются, что хранят подделки.

Заполучить подделку можно не только, сделав покупку на каком-нибудь интернет-аукционе типа «eBay». Как признался Томас Ховинг, бывший директор «Метрополитен-музея», обладающего одной из самых крупных коллекций этого рода, до 40% произведений искусства, проходивших через его руки, были неподлинными.

Проблема, конечно же, связана с тем, что коллекционеры – это зачастую очень богатые люди, и хорошая подделка может принести мошенникам миллионы долларов, фунтов или евро. Предметы древнего искусства изготовить на нынешнем уровне развития технологий относительно несложно. Продаются они также неплохо, особенно в средней ценовой категории. Картины ван Гога, Пикассо или Модильяни, стоящие десятки миллионов, будут тщательно проверяться на подлинность, и риск попасться очень велик. На дешевых лотах много не заработаешь. Так что все предельно логично.

Но фальсификация древних артефактов – это все же дело профессионалов. Мошенники искусны, коварны, обладают отличным художественным вкусом и научной смекалкой.

Как мошенники подделывают предметы искусства?

Подделывать предметы искусства люди начали сразу после того как появились оригиналы, которые можно скопировать и выдать за подлинник.

Подделка египетской погребальной статуэтки с иероглифами
Подделка египетской погребальной статуэтки с иероглифами

Древние финикийцы, например, массово производили египетские статуэтки, причем набивали на них иероглифы, не имеющие никакого смысла. А многие из «драгоценных камней» в гробнице Тутанхамона оказались всего лишь цветным стеклом.

Настоящие мастера по изготовлению подделок знают, что легче всего работать с камнем, который, будучи добыт в нужном регионе, пройдет любые проверки на свой состав.

Золото также подходит идеально, так как оно не подвержено коррозии в отличии, допустим, от бронзы, возраст которой определяется по толщине слоев хлорида меди, коричневой патины и кристаллического оксида меди.

Копируются также древние технологии производства – черная краска, например, получается из сожженного оливкового масла. После изготовления подделки мошенники состаривают её. Это отдельная, очень интересная тема для обсуждения, но набор трюков там и в самом деле велик.

Как выявляются фальсификаты?

Надо понимать, что существует масса способов обнаружить подделку и вывести негодяев на чистую воду. Иногда подобные случаи выглядят как совершенный анекдот. Так, например, один катарский шейх заплатил шестизначную сумму за скульптурное изображение головы из необожженной глины «пятого века» :). Идеальной, надо сказать, сохранности. Довольно скоро любителю древностей указали на то, что артефакт, выполненный из этого материала, не может выглядеть подобным образом через полтора тысячелетия после изготовления.

Профессионалы могут распознать подделку по стилистическим анахронизмам. Так, например, если вы хотите изваять с целью продажи «древнегреческую» статую. Здесь нужно помнить не только о материале, но и том, что пропорции статуи должны соответствовать, системе пропорциональных отношений, определяющих, по мнению древних греков, красоту человеческого тела, а не тому, что может продемонстрировать натурщица, какой бы аппетитной она ни была.

Подделка эллинистической или римской мраморной Афродиты
Подделка эллинистической или римской мраморной Афродиты

Вот, например, мраморная статуя Афродиты. Такие статуи были распространены в эллинистический (323–146 гг. до н. э.) и римский (146 г. до н. э. – 330 г. н. э.) периоды.

Такими статуями украшали дома и сады, фонтаны, общественные бани и пр. Конкретно это изваяние, вероятно, было создано с намеренной имитацией повреждений.

Повреждения в месте шеи и положение ног предполагают, что недостающих частей никогда и не было. Кроме того, статуя сделана из мелкозернистого мрамора, тогда как древние эллинистические и римские скульпторы использовали крупнозернистый мрамор.

Стилистически статуя нетипична для античного периода. Пропорции тела намекают на то, что она создавалась по образу живой модели. Древние греки, напротив, изготавливали скульптуры на основе «идеальных человеческих форм», по математически рассчитанным пропорциям.

Фальшивку можно также вычислить по физическим повреждениям. История знает случай, когда эксперты определили поддельность тиары благодаря тому, что дефекты располагались не на выступающих частях изделия, которые, по идее, должны страдать от внешнего воздействия в первую очередь.

Современные методы выявления поддельных предметов древности

После того как у специалистов возникают сомнения в отношении артефакта, удостоверить или опровергнуть их может наука. Под воздействием ультрафиолета старый мрамор, в течение сотен и тысяч лет находившийся под солнцем, светится желтым, в то время как более молодой – фиолетовым.

Для некогда живой материи, будь то дерево, волокна или кость, проводится анализ, основанный на выявлении количества углерода-14 в образце.

А с помощью рентгена можно выяснить, например, откуда происходит порода, из которой сделано произведение искусства. И если, допустим, «древнеримская» статуя высечена из сибирского мрамора, это практически стопроцентная гарантия того, что перед нами беспардонная подделка.

Эксперты также анализируют патину, покрывающую подозрительный предмет. У фальшивок в её составе обнаруживаются искусственные связующие компоненты, в то время как у подлинных древностей это хорошо въевшийся налет.

Как бы то ни было, несмотря на множество способов выявления подделок, они по-прежнему встречаются повсеместно. В 1997 году упомянутый выше Томас Ховинг опубликовал книгу, в которой перечислил ряд фальшивок, выставленных в самых известных музеях мира. Самое удивительное, что их статус после этого ничуть не изменился – они до сей поры демонстрируются публике под видом аутентичных артефактов. Чем это может объясняться?

Скорее всего, владельцы раритетов просто не заинтересованы в том, чтобы выяснять правду. Им станет легче, если они почувствуют себя обманутыми простофилями? Зачем продавцу проверять подлинность товара, если за него дают нормальную цену? Рынок произведений искусства, по большому счету, это ярмарка тщеславия. Люди тратят сумасшедшие деньги, чтобы казаться богатыми и культурными, и если внешний вид подделки соответствует принятым в этой среде стандартам, то на её происхождение просто закрывают глаза.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru