Десять фактов о комедии «Иван Васильевич меняет профессию», которые вас точно удивят — LegendaPress

Десять фактов о комедии «Иван Васильевич меняет профессию», которые вас точно удивят

Знаменитая комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» – один из популярнейших фильмов отечественного кинематографа

Премьера картины состоялась 21 сентября 1973 года, мгновенно став лидером советского кинопроката – свыше 60 млн посмотревших. Фильм на столько понравился публике, что его буквально разобрали на цитаты. Зрители же, вне зависимости от времени года, с удовольствием пересматривают киноленту, продолжая смеяться над знакомыми шутками.

Однако во время создания фильма возникло множество курьезных случаев, о которых мало кто догадывается. «Кинопроба» собрала 10 интересных фактов о культовой работе знаменитого кинематографиста.

Сон инженера

Основой для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» послужила созданная в 1934 году пьеса «Блаженство, или Сон инженера Рейна» под авторством Михаила Булгакова. Правда, эта социальная антиутопия была сразу же трансформирована автором в более «лояльную» пьесу под названием «Иван Васильевич» – о рокировке во времени. Она-то и вдохновила Леонида Гайдая на экранизацию. Адаптировать сюжет кинематографисту помог сценарист Владлен Бахнов («12 стульев»).

К слову, комедию про меняющего профессию Ивана Васильевича чуть не загубил на корню режиссер Эльдар Рязанов. В то время он снимал «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и предлагал Леониду Иовичу присоединиться к постановке. Однако на наше счастье Гайдай отказался от не менее кассового предложения.

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

Не царское это дело…

Роль Ивана Грозного и управдома Бунши писалась Юрию Никулину – после выхода «Кавказской пленницы», «Операции Ы» и «Бриллиантовой руки» актер был на пике славы. Неожиданно для всех артист отказался от съемок: он был уверен, что картину с подобным сюжетом ни один худсовет не допустит до советского зрителя.

Поиски нового исполнителя роли были долгими: Георгия Вицина «отмели» из-за ассоциаций с уже знаменитой троицей из «Джентльменов удачи», Евгений Лебедев («Свадьба в Малиновке») показался режиссеру неубедительным на «должности» управдома, а против Евгения Евстигнеева оказались уже чиновники. В итоге почетная двойная роль досталась Юрию Яковлеву, который тогда был известен аудитории в качестве поручика Ржевского из «Гусарской баллады» (1962).

Юрий Яковлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Юрий Яковлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

«Фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл…»

На экране эта знаменитая фраза звучит из уст «артиста больших и малых академических театров» по имени Жорж Милославский, а исполняет этого харизматичного героя Леонид Куравлев. Однако и он не сразу был утвержден на эту роль.

Оказывается, образ Милославского создавался под Андрея Миронова – того самого Геннадия Козодоева, который в «Бриллиантовой руке» предлагал «детям – мороженое, бабе – цветы». Однако художественный совет посчитал его слишком утонченным, чтобы красть у «Шпака – магнитофон, у посла – медальон».

Юрий Яковлев, Леонид Куравлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Юрий Яковлев, Леонид Куравлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

«Черные перчатки»

Мало кто знает о существовании короткометражной версии фильма под названием «Черные перчатки». Появилась она спустя некоторое время после основной премьеры и рассказывала о судьбе вора-рецидивиста Милославского.

Короткометражка представляла собой бобину с 8-милиметровой пленкой, которую можно было посмотреть в домашних условиях при наличии компактного кинопроектора и белой простыни. Подобные ленты для личного просмотра были сильно ограничены во времени, поэтому в 12-минутную версию вошло лишь несколько сцен из оригинала.

Все помнят, что мошеннику удавалось затеряться от глаз милиционеров в толпе врачей, но кинопрокатный финал так и оставался открытым. Однако в коротком метре этого героя в черных кожаных перчатках находят и обезвреживают. Правда, ему все равно удается «выйти сухим из воды» с «нажитым непосильным трудом» добром Шпака.

Леонид Куравлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Леонид Куравлев | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Назад в будущее

Зарубежным зрителям наша комедия известна под другим названием – «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future»). Казалось бы, это локальный «закос» PR-менеджеров под фантастическую комедию Роберта Земекиса «Назад в будущее». Только вот американский фильм был снял спустя 12 лет после нашего триумфа с инженером-изобретателем и его машиной времени.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Машина времени

Макет машины времени инженера-изобретателя Шурика Тимофеева создавался для фильма специалистами из конструкторского бюро. Однако кинематографистам пришлось отказаться от аппарата, поскольку «шайтан-машина» казалась слишком сложной для созданной в домашних условиях.

Конструировал это чудо техники в результате скульптор Вячеслав Почечуев. Известно, что за свою работу он получил 40 рублей, а зарплатная ведомость гласила: «Деньги выданы за изобретение машины времени».

Актеры, к слову, получили зарплату, равную годовому доходу инженера НИИ – 1663 рубля заработал Александр Демьяненко. При этом исполнители главных ролей – Куравлев и Яковлев – получили 2312 и 4350 рублей соответственно. Режиссеру заплатили 5948 рублей за постановку, добавив еще 2 тысячи за сценарий.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Будем резать, будем цензурить

Цензура в те времена хоть и была беспощадной, но сильно работу Гайдая не третировала. Поэтому изменения коснулись всего четырех моментов. Изначально царь должен был жарить котлеты на московской кухне, но это выглядело «чрезмерным упрощением» правительственного образа. Поэтому Шурик угощает главу государства «Каспийской килькой пряного посола», бутербродами с «докторской» колбасой.

Правда запивают они все это «Столичной» – вопреки принятому в 1973 году постановлению ЦК КПСС и Советского правительства «О мерах по усилению борьбы с пьянством». Более того, добавочный номер телефона «3-62», озвученный Милославским во время звонка Шпаку на работу, представляет собой цену бутылки водки с 1968 по 1980 годы.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Отвечать на вопрос про «место жительства» Грозный должен был: «Москва, Кремль». Однако, по мнению цензоров, это также отбрасывало тень на власть, и зрители слышат: «Москва. Палаты». Переозвучена была и фраза Буншы, который в царском костюме обращался к шведскому послу со словами «Мир, дружба!». В итоговом варианте звучит знаменитое «Гитлер капут», что не так сильно ударяет по советскому лозунгу. Правда, по губам Юрия Яковлева отчетливо читается первый вариант.

Предосудительным оказался и ответ Милославского на вопрос лжецаря о том, «А кто платить будет?». Персонаж Куравлева говорит: «Во всяком случае – не мы», но на самом деле он произносит: «Народ, батюшка, народ». При этом его импровизацию к знаменитой фразе: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе», – оставили, поэтому в кадре Милославский спокойно добавляет: «Если, конечно, они у вас есть».

Вырезана была и сцена с Натальей Крачковской, где ее героиня перелезает с балкона на балкон, чтобы попасть в квартиру Шурика. Правда, здесь уже постарался сам режиссер: актриса до жути боялась высоты, поэтому, когда во время съемок она осознала, что снизу ее никто не страхует – перепугалась и чуть не сорвалась. Поэтому рискованную сцену решили вовсе убрать.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Икра заморская

Леонид Гайдай требовал, чтобы вся еда на царском столе была настоящей, однако выделенный государством бюджет такой роскоши не позволял. Режиссеру пришлось потратить около 200 рублей из собственного кармана. Однако после завершения съемок выяснилось, что на столе оказалась бутылка «Боржоми» – эпизод вынуждены были переснять.

Правда, не весь съедобный реквизит оказался достоверным. Во-первых, «икра заморская, баклажанная» была завезена к нам из Ирана в 17 веке, что гораздо позже описываемых в картине событий. А, во-вторых, в кадре было задействовано такое же блюдо, только из кабачков.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

«Щас спою»

Исполнять знаменитую песню Александра Зацепина и Леонида Дербенева «Звенит январская вьюга» должна была София Ротару. Однако от услуг популярной вокалистки пришлось отказаться: ее голос совершенно не гармонировал с высоким тембром Зиночки – Натальи Селезневой. К тому же, исполненная Ротару композиция звучала слишком серьезно, не по-комедийному, в отличие от версии Нины Бродской.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Приметы

Приближенные к Леониду Гайдаю люди рассказывали про его съемочный талисман – черную кошку. Режиссер верил в их мистическую силу и постоянно запечатлевал в своих фильмах. Стоит отметить, что разбивать тарелку «на счастье» перед началом съемок первым у нас стал как раз Гайдай, у которого и без этого было множество обязательных ритуалов.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, СССР.

Комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru